Геометрия в живописи

Геометрия в живописи

Можно подумать, что математические расчеты не имеют значения для художественного искусства. Но это не так. Отражение окружающего нас мира, чем в большей или меньшей мере и является изобразительное искусство, связано с воспроизведением геометрических фигур и их пропорций.

Иногда эти пропорции умышленно нарушаются, создаются оптические иллюзии. Мастером в этой области можно назвать Маурица Эшера. Голландский художник середины XX века, в пространстве рисунков которого все возможно. Одна форма перетекает в другую, перспектива не сходится в одной точке, у предметов нет ни начала, ни конца. Это несоответствие законам природы и логики завораживает зрителей, которые пытаются найти разгадку графических картин художника.

День и ночь. Мауриц Эшер Рептилии. Мауриц Эшер
«День и ночь» (слева), «Рептилии», Мауриц Эшер. 

Мир авангарда

По-новому представляя искусство, используя его возможности так, как не делали до них, живописцы авангардного направления (фр. аvant-garde – идущий впереди) пробовали разложить предметный мир на составляющие его элементы. Они представляли чувство через образные и цветовые ассоциации. Из этого получалось, что геометрические фигуры в картинах живописцев часто выражали собой как форму, так и содержание.

Синий всадник. Кандинский Осень в Баварии. Кандинский
«Синий всадник» (1903 г.), «Осень в Баварии» (1908 г.), Василий Кандинский.

Примером может быть творчество Василия Васильевича Кандинского. Русский живописец, представитель авангарда первой половины XX века, делает абстракцию самоцелью своих картин. Теоретически идеи Кандинского обосновываются созданием рядом с «реальным миром» мира абстракций, внешне будто ничего общего не имеющего с действительностью. Это новая система, подчиняющаяся своим собственным закономерностям.

Поперечная линия. Кандинский Композиция VIII. Кандинский Василий
«Поперечная линия» (1923 г.), «Композиция VIII» (1923 г.), Василий Кандинский.

В живописи его важную роль играет чувство, картины художника очень музыкальны, хотя и не имеют звуков. Основой его картин оказывается эмоциональный всплеск, фигуры подвластны этому движению, они следуют за эмоцией. Кандинский писал, что круг, который так часто становится центральным образом его живописи 20-х гг. может быть назван «романтическим». Эта романтика глубока и противоречива, как огонь, пылающий во льду.

Круги в круге. Кандинский Вверх. Кандинский
«Круги в круге» (1923), «Вверх» (1929), Василий Кандинский.

Геометрия создателя «Черного квадрата»

Супрематизм («превосходство») – авангардное направление, изобретение которого принадлежит Казимиру Малевичу. Его образование относят ко времени создания «Черного квадрата» (1915 г.). Художник представлял, что в своем творчестве он пришел к основе искусства и шагнул за него, шагнул в ту плоскость, где уже нет формы, нет ничего. Геометрическая форма в картинах автора этого периода дается сама по себе, без каких-либо контекстов и конкретных значений.

Черный квадрат. Казимир Малевич Красный квадрат. Казимир Малевич Белое на белом. Казимир Малевич
Квадраты Казимира Малевича.

«Белое на белом» 1918 г., где белая квадратная фигура изображается на белом холсте – уход в еще большую беспредметность. Малевич стремился в этих картинах свести на нет все предыдущее искусство. Десятилетие спустя стиль К. Малевича терпит изменения. Художник переходит к направлению, позднее названному «русский неосупрематизм». Здесь цвета и фигуры выражают определенные мысли, описывают конкретные события.

Спортсмены. Казимир Малевич Две мужские фигуры. Казимир Малевич
«Спортсмены» (слева), «Две мужские фигуры», Казимир Малевич.

В центре картин, написанных в этот период, изображаются люди, максимально геометрически однородные. По большей части нельзя различить, мужчина или женщина представлены на полотне, если нет подсказок в названии («Женский торс», 1928–1932 гг.) или очевидных гендерных примет («Крестьяне», 1928–1932 гг.). Тела строятся из четких линий, зачастую видно, какие геометрические фигуры их составляют.

Женщина с ведрами. Казимир Малевич Женский торс
«Женщина с ведрами» (1912), «Женский торс» (1928-1929), Казимир Малевич.

«Спортсмены» 1932 г. – картина совершенно симметрична. На переднем плане обезличенные фигуры спортсменов, выстроенные преимущественно из вертикальных линии, которые на заднем плане заменены на контрастирующие с ними горизонтальные. Цвета перекрещиваются между собой на обоих планах.

Kazimir-Malevich-krestyanin-v-pole.jpg Kazimir-Malevich-devushki-v-pole.jpg
«Крестьянин в поле» (1928-1929), «Девушки в поле» (1928-1929), Казимир Малевич.  

Сходна этой композиция картины «Крестьяне», только фигура второго крестьянина, идентичная первой, имеет меньшие размеры. Это, вероятно, означает упрощенную перспективу. Задний план наполнен цветом, в отличие от монохромных людей.