Фламандская живопись

Фламандская живопись – одна из классических школ в истории изобразительного искусства. У всех интересующихся классическим рисунком это словосочетание на слуху, но что стоит за таким благородным наименованием? Вы могли бы, не задумываясь, определить несколько черт этого стиля, назвать главные имена? Для того, чтобы увереннее ориентироваться в залах крупных музеев и чуть меньше стесняться далекого XVII века, эту школу необходимо знать.

Венера и Купидон с зеркалом. Рубенс Питер Пауль Старуха с жаровней. Питер Пауль Рубенс Женщина с зеркалом. Питер Пауль Рубенс

История фламандской школы

XVII век начался с внутреннего раскола Нидерландов из-за религиозной и политической борьбы за внутреннюю свободу государства. Это повлекло за собой раскол и в культурной сфере. Страна распадается на две части, южную и северную, живопись которых начинает развиваться в разных направлениях. Южане, оставшиеся в католической вере под управлением Испании, становятся представителями фламандской школы, в то время как северные художники относятся искусствоведами к нидерландской школе.

Мадонна с Младенцем. Рубенс Питер Пауль Три Грации. Рубенс Питер Пауль Церера, Бахус и Венера. Абрахам Янсенс

Представители фламандской школы живописи продолжали традиции старших итальянских коллег-художников Возрождения: Рафаэля Санти, Микеланджело Буонарроти, уделявших большое внимание религиозной и мифологической тематике. Двигаясь по знакомой колее, дополненной неорганичными грубыми элементами реалистичности, нидерландские художники не могли создать выдающихся произведений искусства. Застой продолжался, пока за мольберт не встал Питер Пауль Рубенс (1577–1640). Что же такого удивительного смог принести в искусство этот голландец?

Пир Клеопатры. Якоб Йорданс Бобовый король. Художник Якоб Йорданс Обедающие люди. Якоб Йорданс Сатир. Якоб Йорданс

Знаменитый мастер

Талант Рубенса смог вдохнуть жизнь в не слишком примечательную до него живопись южан. Близко знакомый с наследием итальянских мастеров, художник продолжал традицию обращения к сюжетам религиозной тематики. Но, в отличие от коллег, Рубенс смог гармонично вплести в классические сюжеты черты собственного стиля, тяготеющего к насыщенности красок, изображению наполненной жизнью природы.

С картин художника, как из открытого окна, будто разливается солнечный свет («Страшный суд», 1617). Непривычные решения построения композиции классических эпизодов из священного писания или языческой мифологии привлекали внимание к новому таланту среди его современников, и привлекают сейчас. Такое новаторство выглядело свежим, в сравнении с мрачными, приглушенными оттенками полотен современников-голландцев.

Страшный суд. Питер Пауль Рубенс Гроза, пейзаж с Филемоном и Бавкидой. Рубенс Питер Пауль Пейзаж с радугой. Рубенс Питер Пауль В своем саду с Еленой Фоурман. Рубенс Питер Пауль

Характерной чертой стали и модели фламандского художника. Тучные светловолосые дамы, написанные с интересом без неуместных прикрас, часто становились центральными героинями картин Рубенса. Примеры можно найти на полотнах «Суд Париса» (1625), «Сусанна и старцы» (1608), «Венера перед зеркалом» (1615) и др.

Кроме того, Рубенс оказал влияние на формирование пейзажного жанра. Он начал развиваться в живописи фламандских художников до главного представителя школы, но именно творчество Рубенса задало основные черты национальной пейзажной живописи, отражающей местный колорит Нидерландов.

Венера перед зеркалом. Питер Пауль Рубенс Суд Париса. Рубенс Питер Пауль Сусанна и старцы. Питер Пауль Рубенс

Последователи

Быстро прославившийся Рубенс вскоре оказался в окружении подражателей и учеников. Мастер научил их пользоваться народными особенностями местности, колорита, воспевать, может, непривычную человеческую красоту. Это привлекало зрителей и художников. Последователи пробовали себя в разных жанрах – от портретов (Гаспаре Де Кайне, Абрагам Янссенс) до натюрмортов (Франс Снайдерс) и пейзажей (Ян Вильденс). Бытовая живопись фламандской школы оригинально исполнена Адрианом Браувером и Давидом Тенирсом Мл.

Поющий трактирщик. Адриан Брауэр Аллегория жадности. Давид Тенирс Мл. Зимний пейзаж с охотником. Ян Вильденс Картина Франса Снейдерса The Poulterer's Shop

Одним из самых успешных и заметных учеников Рубенса стал Антонис Ван Дейк (1599 – 1641). Его авторская манера складывалась постепенно, сначала полностью подчиненная подражанию наставнику, однако со временем проявилась большая аккуратность с красками. Ученик испытывал склонность к нежным, приглушенным оттенкам в противовес учителю.

Картины Ван Дейка дают понять, что у него не было сильной склонности к построению сложных композиций, объемных пространств с тяжелыми фигурами, которыми отличались полотна учителя. Галерея работ художника наполнена портретами одиночными или парными, парадными или камерными, что говорит о жанровых приоритетах автора, отличных от Рубенса.

Портрет женщины. Антонис Ван Дейк Кающаяся Магдалина. Антонис ван Дейк Портрет девушки в образе Эрминии. Антонис Ван Дейк