Как нарисовать форму предмета

Форма – это неотъемлемое свойство любого предмета, которое активно используется художниками при построении всех объектов. Правильно определив ее, можно создать пропорциональный и анатомически правильный рисунок. Именно поиск формы – залог грамотного изображения объектов, а не их механического копирования.

Определение формы и объема

Форма предмета в рисовании – это геометрическое понятие, которое описывает общие очертания изображаемого объекта. Оно присуще всему от небольших объектов до людей, зданий, природных массивов. Например, для яблока упрощенной формой будет круг, для ели – треугольник. Сложные объекты разбиваются на более мелкие формы: для человека это будет круги и трапеции, для зданий – прямоугольники и треугольники разной конфигурации.

рисунок головы римского гражданина белый натюрморт натюрморт с гипсовой головой натюрморт с бутылками

Определение формы конкретного предмета важно в рисовании, так как оно придает индивидуальность изображаемому объекту. К примеру, рисуя яблоко, нужно сначала определить именно его форму, а не передавать по памяти очертания других ранее увиденных фруктов. Это позволит передать его особенности: вмятины и выпуклости, размер, форму черенка. Особенно это важно при изображении людей, так как позволяет в точности перенести на лист не только фигуру и телосложение, но и характер, осанку и даже походку. Форма деревьев позволяет передать их вид, возраст, размер, время года, форма зданий – их назначение, атмосферу, которую они создают на рисунке. Таким образом можно сказать, что форма – это залог индивидуальности рисунка и правильной передачи идеи художника.

Для тех, кто учится рисовать, наиболее важно научиться определять форму предмета. Без нее это будет бездумное копирование в попытке перенести увиденное на лист, что приведет к нарушению пропорций, размеров, потере перспективы. Такое рисование не приносит опыта и не дает возможности перестать совершать однотипные ошибки.

гипсовые части лица рисунок крестьянский натюрморт копия картины озеро рисунок голова молодого апостола

Форма неразрывно связана с объемом предмета, без передачи которого картина будет выглядеть плоской и неестественной Импрессионист Эдуард Мане писал, что в природе нет четких линий, а только контрастные пятна цвета. Эти пятна – окружающие объекты – и есть тесная взаимосвязь формы и объема, правильно определив которые, можно научиться создавать реалистичные картины, далее если они будут стилизованы.

Рисование сложной формы с помощью простых геометрических фигур

Большинство объектов в природе имеют сложную форму, поэтому для удобства построение художники разбивают их на более мелкие геометрические фигуры. Простой пример: грушу можно разделить на на круг и прямоугольник, вазу – на круг и трапецию. Начинающему художнику важно научиться видеть эти мелкие формы, так как благодаря ним изображать окружающие объекты будет проще. Наиболее наглядный пример – это рисование тела человека. Его предлагают разбивать на разные фигуры в зависимости от стиля рисования, телосложения, позы.

боксерские перчатки натюрморт с бидоном натюрморт с лимоном и рыбой подсолнухи

Один из вариантов: круг для головы, две трапеции для грудной клетки и таза, прямоугольники – для изображения ног и рук, небольшие трапеции – для кистей. Таким образом, сложная для восприятия фигура разбирается на небольшие, легкие для изображения формы. Их удобно исправлять отдельно друг от друга, не меняя общую концепцию, но подстраивая соседние объекты. Нарисовать пропорционального, анатомичного человека без разделения на формы практически невозможно, а для новичка эта задача окажется непосильной. Зато разбивая сложное на множество простого, форма становится понятной. В будущем, при наличии достаточного опыта, такие вещи будут выполняться автоматически.

Анализ форм предмета

Разобравшись, что такое форма предмета, перед начинающим художником стоит основная задача – научиться самостоятельно находить ее и разбивать сложный объект на более простые фигуры. Это умение появляется с опытом, и приобрести его можно, рассматривая уже готовые наброски профессиональных художников.

греческий натюрморт лесное озеро натюрморт с астрами натюрморт с осенними листьями

Как правило, на них можно рассмотреть поэтапный процесс создания эскиза и заметить наброски грубых форм. После этого стоит начать анализировать окружающие объекты, стараясь проследить их составляющие. Рассмотрим пример пейзажа: одиноко стоящее дерево на переднем плане на фоне лесного массива на заднем. Из каких геометрических фигур состоят видимые предметы? К примеру, переднее дерево представляет собой прямоугольник для ствола и шар неправильной формы для кроны, а лесной массив имеет форму треугольника. Стоит проследить, как они соотносятся между собой, и запечатлеть это на бумаге. После этого нужно проанализировать, выглядит ли грубый набросок похожим на пейзаж? Если нет, то почему? Что нужно изменить? На этом этапе не обязательно детализировать рисунок, важно научиться видеть и чувствовать форму объектов.

То же самое касается и рисования людей. Стоит понаблюдать за близкими и прохожими, посмотреть на фото людей в журналах или в Интернете. Какую общую форму имеет их лицо: круг, овал, прямоугольник?

натюрморт с физалисом цветущий сад калитка натюрморт с белым кувшином

Может быть, его можно разбить на более мелкие детали? На что похожа фигура конкретного человека: на овал, прямоугольник, круг? Передает ли это их черты характера? Научившись отвечать на эти вопросы и переносить форму на бумагу, рисунки станут более достоверными, индивидуальными и живыми.

Форма предмета – это его основное свойство и верных помощник художника. Правильное определение формы – залог узнаваемого изображения объекта независимо от того, создает он свои картины в реализме или в стилизации.

Читайте также:

1. Курсы рисования для взрослых
2. Курсы рисования для детей
3. Желтый цвет в картинах Ван Гога
4. Атрибут в искусстве – история с «двойным дном»

*В статье использованы работы учеников Художественной школы «Вдохновение».

девушка в костюме Флоры копия картины натюрморт с грушами морской пейзаж женский портрет копия