Как нарисовать кувшин

Предметы, окружающие нас повсюду – отличные натурщики. Они не ёрзают на месте, им не надо платить за позирование. Наконец, они так разнообразны, что можно научиться рисовать всё, что душа пожелает! Как нарисовать кувшин? Эта статья ответит на вопрос, но почему именно этот длинношеий сосуд? Одна из причин такого выбора – наличие разных геометрических тел в его форме.

1. Разбивка формы на геометрические тела
2. Построение кувшина
3. Передача объёма

кувшин - Людмила Кручинина натюрморт с кувшином - Алена Медведева натюрморт с тыквой - Арина Матросова натюрморт карандашом - Ирина Стучевская

Разбивка формы на геометрические тела

Если внимательно рассмотреть классическую форму кувшина, то можно увидеть, что он состоит из нескольких разных частей. Давайте поделим его на части:

  • Ободок горлышка;
  • Горлышко;
  • Основная ёмкость;
  • Донышко-подставка;

Это простейший представитель этого вида. Существуют его разновидности с одной,  двумя ручками, с крышками, а также другими деталями. Но классика – это когда ничего лишнего. Итак, теперь давайте посмотрим на каждую деталь в отдельности и определим, на какое геометрическое тело она похожа:

натюрморт с крынками - Ольга Баран натюрморт с чесноком - Светлана Максимова натюрморт сангина/сепия - Ирина Стучевская греческий натюрморт - Максим Круглов
  • Ободок – это срезанный конус, который перевернули вверх ногами, точнее, основанием.
  • Цилиндр лежит в основе горлышка, правда, есть кувшины, где горлышко имеет форму срезанного конуса и не имеет ободка.
  • На что похожа основная часть? Шар или очень похожее на него сферическое тело. Очень часто это полусфера переходящая в срезанный конус.
  • Ещё один цилиндр внизу прилеплен, как постамент для всего сооружения кувшина.

Разобравшись с геометрическими телами, а куда без них, можно переходить к построению рисунка.

натюрморт с греческой вазой - Ольга Ананина натюрморт с хлопком - Яна Мисюрак натюрморт с розами - Ольга Есина натюрморт с телефоном - Мария Панснутова

Построение кувшина

С чего начинать? Любой рисунок начинается с построения композиции. Наш натурщик должен встать на листе так, чтобы не было желания его передвигать или что-то дорисовывать рядом с ним. Для этого:

  • Проведите центральную вертикальную линию на листе или холсте, если вы решили сразу попробовать красками.
  • Измерьте пропорции высоты и ширины кувшина. При этом не забывайте выпрямлять руку в локте.
  • Отмечаем высоту на центральной линии. Помните, что внизу надо всегда оставлять чуть больше места. Иначе, кувшин будет композиционно проваливаться, тогда придётся отрезать верхнюю часть листа бумаги, чтобы он смотрелся посередине.
  • Отмечаем границы ширины. Тут всё просто. Делим ширину пополам. От центральной линии на этом расстоянии в самых широких местах ставим засечки.
натюрморт сангина сепия - Ольга Иванова натюрморт с желтой вазой - Наталья Пащенко деревенский натюрморт - Максим Круглов натюрморт греческий - Круглов Максим
  • Самое время вспомнить о падающей тени. Если не учесть эту деталь, то после дорисовки, придётся опять браться за ножницы и отрезать теперь лишнее по вертикали. Чтобы этого не делать, сразу перенесите центральную ось кувшина влево от центра, если тень справа и, наоборот, вправо, если она слева.
  • Дальше обозначаем в пропорциональном соотношении с натуральными величинами все детали кувшина. Их высоту и ширину. Всё это делайте вдоль осевой линии кувшина. Центральную линию можно стереть, чтобы не отвлекала и не путалась под руками.
  • Вспоминаем, как рисовать конус, цилиндр, шар. Рисуем их на тех местах, где они вписаны в кувшин.
  • Теперь, когда всё построено, вспоминаем уроки воздушной перспективы и делаем скелет нашего водоноса. Для этого всё что ближе к нам делаем ярче и контрастнее, а то, что дальше, мутно и расплывчато.

Многим очень нравятся линейные рисунки. Иногда совсем не хочется заштриховывать такую красоту! Но с такого кувшина напиться не захочется. Поэтому надо штриховать.

натюрморт с тыквами акварель - Марина Ненашева натюрморт с белой вазой - Жанна Соколова натюрморт с вазой - Елена Бакушева этюд с хризантемами - Юлия Карасева

Передача объёма

Передача объёма, в отличие от построения, должна проходить комплексно. Что это значит? А то, что, если мы строили каждую деталь кувшина по отдельности, со штриховкой это не прокатит! Чтобы кувшин смотрелся единым целым, его надо штриховать сразу весь, а не по деталям.

Вспомните главное правило штриховки: от тёмного к светлому. Определите где у вас на натуре тень, где рефлекс, где полутень, где свет и где блик. После этого штрихуйте сразу все эти зоны. Только помните о форме каждой детали, через которые проходит штрихуемая зона. Старайтесь наносить штрихи по этой форме.

Нанося слой за слоем штриховки, очень скоро ваш кувшин станет обретать форму, а вы почувствуете себя настоящим гончаром. Даже если не всё будет получаться, не отчаивайтесь! Упорство и труд всё перетрут. Рисуйте с нами, и у вас всё получится!

Акварельный этюд - Екатерина Массова натюрморт с хлопком - Анастасия Григорьева натюрморт с бытовыми предметами - Евгения Басевич натюрморт с калиной - Ольга Есина

Читайте также:

1. Виды рисунков
2. Как нарисовать лицо
3. Рисунок вазы
4. Наброски карандашом – быстрая и эффектная графика

*В статье использованы учебные работы студентов Художественной школы «Вдохновение».

натюрморт с апельсинами - Ольга Ансимова натюрморт с хлопком - Надежда Куличева деревенский натюрморт сепия - Алена Медведева натюрморт с чашкой - Леонид Соловьев
Курс Академический рисунок и живопись для взрослых