Международный день танца

Танец возник как часть обряда, тогда каждое движение имело свое место и значение. И теперь он наполнен смыслом, которым наполняют его чувства каждого танцующего. Понять его хотели многие художники, некоторые не могли расстаться с тайнами балета всю жизнь. Давайте отложим на минуту карандаш и кисти, чтобы вспомнить живописные картины, неотрывно следящие за танцевальными движениями.




Картина Анри Матисса Танец Танец жизни. Эдвард Мунк Танец в Мулен Руж. Тулуз-Лотрек

Новое искусство

Эпоха модерна оказалась временем экспериментов. Люди искусства пробовали его на гибкость всеми возможными способами. Живопись, литература, танец – все расширяло свои границы. Художники решительнее желали поймать летящую в танце балерину в клетку картины.

Знаковым стал «Танец» (1910) Анри Матисса, захвативший пятерых обнаженных женщин, кружащихся в хороводе. В соединении с совершенно синим небом и густо-зеленым цветом земли, красный человек становится недостающим звеном. Картина напоминает о первобытном происхождении танца, когда человек сливается с природой в одно целое.



Марсель Лендер, танцующая в Хильперик. Тулуз-Лотрек Сидящая танцовщица в розовом трико. Тулуз-Лотрек Джейн Аврил в Жарден де Пари. Тулуз-Лотрек

Жаркие танцы

Художник-постимпрессионист граф Анри де Тулуз-Лотрек-Монфа любил посещать увеселительные заведения и концерты. Он был частым гостем на экстравагантных выступлениях девушек из кабаре Мулен-Руж («Танцы в Мулен-Руж», 1890; 1895). Художник готовил рекламные плакаты, только входившие в моду в то время. На них не раз шуршал полет танца, задумчивый и бурный («Джейн Аврил в Жарден де Пари», 1893).

Графу Анри удивительно удавалось схватить жизнь танца в самый момент ее расцвета. Поймал мастер зарисовок своим карандашом и только что изобретенный танец-модерн Лои Фуллер («Лои Фулер в Фоли-Бержер», 1892). Она же стала героиней картины «Танцовщица Лои Фуллер» (1910) австрийского художника Коломана Мозера.



Перед балетом. Эдгар Дега Танцовщица Лои Фуллер. Коломан Мозер Голубые танцовщицы. Эдгар Дега

Балерины Дега

Эдгар Дега по-своему воплотил тенденцию века к смешению искусств. Он был заворожен балеринами, рисовал их снова и снова. Манера Дега совсем не похожа на де Тулуза-Лотрека. Импрессиониста интересовала закулисная жизнь балерин. Часто он изображал группы девушек, будто хотел проникнуть в тайны их подготовки к выходу («Балетный класс» 1881; «Голубые танцовщицы» 1898).

Они всегда в бальных костюмах, не дающих усомниться в их принадлежности к миру сцены. Но даже в движении танца его модели статичны («Звезда» 1876-1877; «Репетиция балета» 1875). Они будто могут простоять под софитами до конца времен.

Звезда. Эдгар Дега Танцовщицы в розовом. Эдгар Дега Две отдыхающие танцовщицы. Эдгар Дега