Обманка в живописи – от античности до наших дней

Этот приём в искусстве называют ещё «тромплёй», что в переводе с французского означает «обман зрения». Обманка в живописи – это создание такого изображения, когда у зрителя возникает ощущение реальности объекта. Кажется, что нарисованные предметы, животные или люди находятся в трёхмерном, а не в двухмерном пространстве. Своего рода 3D, история которого насчитывает столетия.

Обманка в живописи родилась в античности

Уже во времена Древнего Рима этот приём активно использовали в архитектуре. Чтобы создать иллюзию просторного помещения, на стене комнаты живописцы могли нарисовать дополнительные окна или атриум. В Древней Греции известный художник Зевксис рисовал фрукты, которые трудно было отличить от живых. Даже пернатые слетались, чтобы их поклевать.

1. Обманка в живописи родилась в античности
2. Работы в технике обманки
3. Тромплёй в наши дни

Камера дельи Спози плафон Церкви иезуитов в Вене Апофеоз Святого Игнасио фреска древнеримская фреска

Зевксис считал себя непревзойдённым мастером обманки, пока не увидел работу другого художника – Парразия. Вернее, он попросил разрешения сбросить изорванную штору, скрывавшую новую картину Парразия. И тут оказалось, что дырявая ткань нарисована. Зевксис признал себя побеждённым – сопернику удалось обмануть искушённый взгляд художника.

В эпоху Ренессанса приём обманки широко применялся в Италии. Живописцы Андреа Мантенья и Мелоццо да Форли рисовали фрески, используя законы перспективы, чтобы увеличить пространство. Очень интересные работы, в которых использован тромплёй, создали французские мастера. Жан-Франсуа де Ле Мотт и Антуан Фор-Бра рисовали натюрморты-обманки. Позже появляются фигуры-обманки и сразу завоёвывают большую популярность. 

пожилой мужчина в окне перо, гребень и ножницы тромплёй картина обманка

Людей или животных в натуральную величину рисуют на тонких деревянных панелях, а затем вырезают. Такие фигуры украшают экраны каминов, устанавливаются в комнатах, скверах. Порой гости не решались входить в зал, видя, что там «горничная подметает пол». В России примеры обманки в живописи можно увидеть в Галерее Гонзаго, впечатление производит также роспись столовой Павловского дворца – это ещё одна работа Пьетро Гонзаго.

Работы в технике обманки – подробнее о самых известных

На картине Жана-Франсуа де Ле Мотта, которая неофициально называется «Обманка в отеле Санделин», изображена деревянная рама. На ней закреплены на ремнях письма, тетради, записки. Создаётся впечатление, что они размещены в беспорядке. Зрители могут прочитать лишь часть надписей, остальной текст скрывается под другими бумагами.

обманка старина доска с письмами и нотной тетрадью обманка Иоганн Генрих Фюссли

Мастерское исполнение создаёт иллюзию реальности. Кажется, стоит лишь протянуть руку, и можно взять любое из писем. Автором знаменитого полотна «Мольберт художника» называют Антуана Фор-Бра (некоторые искусствоведы и это полотно приписывают де Ле Мотту). Зрители видят мольберт, на нём – незавершённую картину, рядом прикреплены эскизы, тут же – палитра, кисти…На самом деле – всё это одна картина, нарисованная маслом. Люди, приходившие в мастерскую Фор-Бра, сначала не обращали на эту работу никакого внимания. Но, разглядев её, приходили в восторг и готовы были заплатить за полотно большие деньги.

Андреа дель Поццо, живший в конце 17-го - начале 18-го века, сначала написал трактат по теории перспективы. А потом он создал настоящий шедевр. Когда его пригласили расписывать церковь Сан-Иньянцио в Риме, иезуиты пожаловались на нехватку средств – из-за этого так и не удалось возвести купол. И тогда художник на холсте написал такую иллюзию, что потом все, находившиеся в церкви, видели свод этого несуществующего купола, причём с мастерской росписью.

бегство от критики обманка с музыкальными инструментами тромплей с мандолиной, нотной тетрадью натюрморт с айвой, капустой, дыней и огурцами

Автором фигур-обманок, получивших впоследствии огромную популярность, называют голландца Корнелиса Бисхопа, жившего в 17-ом веке. А российская художница, профессор Татьяна Назаренко представила на суд зрителей обманки, изображающие наших соотечественников в 90-х годах. Тут и бандиты, и нищие, и обычные люди, из тех, что на кухне обсуждают политические новости.

Тромплёй в наши дни

До недавнего времени тромплёй использовали в кино. Часть сцены изображали на стекле и помещали его перед камерой. Это позволяло создать нужный эффект по время съёмки. Один из наиболее известных фильмов, который можно привести в пример – «Звёздные войны». С тех пор как широкое применение в кинематографе нашли компьютерные технологии, обманка применяется редко. Зато этот приём востребован при создании трёхмерных татуировок, и выполнении реалистических картин на асфальте или стенах зданий.

ветка винограда красная и белая смородина архитектурный пейзаж под прозрачной бумагой крыжовник

Сегодня обманки украшают фасад театра Сен-Жорж по Франции, полки с книгами нарисованы на стене дома во французском городе Леоне. Дома, расписанные обманками, есть в Германии, и даже в столице Кубы – Гаване. А известный художник Курт Веннер и его последователи рисуют свои шедевры мелом на асфальте. То, что они делают, кажется фантастикой. На эти изображения невозможно наступить, настолько они «реальны».

Читайте также:

1. Академический натюрморт
2. Виды рисунков
3. Техники рисования гуашью
4. Техника гризайль в живописи

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

обманка, нарисованная на асфальте роспись домов во Франции обманка скрипка уличный тромплей