Основы цветоведения

Какое обычно небо, трава, солнце знает даже маленький ребенок. Это базовые цвета, из которых складывается мир. Взрослея, мы замечаем кроме базовых тонов бесконечность промежуточных оттенков и полутонов, которые могут сочетаться друг с другом. Их всевозможные комбинации воздействуют на человека. Чтобы разобраться в этих закономерностях обратимся к основам цветоведения.

История изучения цвета

Ученым удалось многое узнать о природе цвета. Начиная с исследования Исаака Ньютона, получившего спектр солнечного излучения из семи цветов. Анализ спектров продолжился, повлияв и на объективные науки, и на развитие философской мысли. Философствующим цветоведом выступил Иоганн Гёте. Он предположил, что из борьбы света и тьмы выходят победителями сначала первичные хроматические (синий, красный, желтый), остальные же получаются из их смешения. Зеленый, оранжевый и фиолетовый - вторичные, они появляются из поочередного соединения основной тройки.

Цветовой круг Иттена

Современное цветоведение пользуется схемой художника 20 века из Швейцарии - Йоханнеса Иттена. Он, обобщив мысли других ученых, предложил удобную систему, которая может использоваться для подбора оптимально сочетающейся палитры. Она включает три первичных цвета, лежащих в центре. Их обнимает вторичная тройка, которая окружена двенадцатью производными вариантами.

Гармоничное сочетание между собой кусочков круга возможно в 6 вариантах (контрастных или дополняющих друг друга). Систему Иттена можно расширить, добавив черный и белый, которые тоже могут быть смешаны с двенадцатью. Большую часть этих цветов мы видим, открывая набор красок. В них обязательно входит великолепная шестерка и ее холодные/теплые варианты. Остальное рождается из рук художника на практике, попробуйте получить новые сочетания! Другие мастера тоже этим занимались, что же из этого вышло?

Пантократор Сикстинская мадонна Рафаэля

Живопись и цвет

Живопись, как и человек, переживала пору своего «детства», когда весь изображаемый мир окрашивался в очень ограниченный набор красок. Это объяснялось сложностью добывания пигментирующих веществ – экофрендли смеси не производились на заводах, а добывались собственноручно из природных материалов.

С другой стороны, последовательность в выборе цвета объяснялась его большой смысловой наполненностью. На картине не могли появляться случайные краски. Например, представьте себе искусство Средневековья. Оно строится из сочетания золотого, красного, синего. Дева Мария, как правило, в синих одеждах, потому что это цвет чистоты, неба, бесконечности, принадлежности к Богу. В синем и красном (мучения, кровь, символ Воскресения) изображается Христос. Золотой нимб над головой святых означал связь с Богом.



Основные и дополнительные цвета Триада - сочетание 3 цветов Тетрада — сочетание 4 цветов

Новые краски

С наступлением Возрождения, искусство преображается, вслед за временем меняется палитра картин. Все больше встречаются их смешения, гармонические сочетания. Новый путь реализма требует изображения близкого к реальности. Но искусство все же не сама жизнь. Художники, отражая действительный мир, заботятся о гармонии на картине, чтобы получилось цельное полотно. Для этого они обращаются к основам цветоведения в живописи.

Новый поворот на дороге искусства случается на подступах к 20 веку. Пропадают всяческие ограничения, наука проникает во все сферы жизни, так что художники знают о силе воздействия живописной палитры. Творческая среда погружается в цветоведческие эксперименты. Яркость и насыщенность картин импрессионистов, хотевших поймать ощущение мира на картине в полноте красок, соседствует со всем известным монохромным шедевром Казимира Малевича. Цвет или его полное отсутствие снова становится центральным смысловым элементом произведения. Гармония картин уступает место самым контрастным сочетаниям, передающим ту бурю, которая происходила не только в искусстве, но и в жизни.

Я и деревня. Художник М. Шагал Портрет папы Иннокентия X. Художник Диего Веласкес