Пушкинский день в России

Тема «Пушкин в живописи» 6 июня особенно актуальна. Ведь эта дата – день рождения поэта. Великого мастера слова рисовали как его современники, так и те художники, которые впервые взялись за кисть уже после его смерти.

Таким был юный Саша

Первый портрет маленького Саши нарисовал граф Ксавье де Местр. Он был военным и являлся другом семьи Пушкиных. Сперва граф написал портрет Надежды Осиповны, матери мальчика. А затем и самого ребёнка. Уже на этом изображении мы видим высокий лоб, не по годам умный взгляд Саши.

Портрет Пушкина. В. А. Тропинин Пушкин-ребёнок. Ксавье де Местр

С.Г. Чириков запечатлел юного Пушкина в 1810 году. В то время Александр учился в лицее. Живописцу удалось передать живость подростка, его внутреннюю энергию. И в то же время его мечтательность, способность сосредоточиться на своих мыслях.

Очень интересный момент из биографии поэта выбрал для своей картины И.Е. Репин. 1815 год. Пушкин читает свои стихи в большом зале, где собрались родители лицеистов, их наставники, почётные гости. Известно, что великий поэт Державин, присутствовавший на вечере, задремал, слушая торжественные речи. Но подросток, его экспрессия, и его дивные стихи поразили старого поэта. Он поднялся на ноги и перегнулся через стол, чтобы лучше рассмотреть Александра. Эта сцена и изображена на полотне Репина.

Портрет Пушкина. С. Г. Чириков Пушкин на акте в лицее. И. Репин

Пушкин в живописи – зрелые годы

Орест Кипренский нарисовал портрет Пушкина в 1827 году. Репродукцию картины можно увидеть сегодня в школах, в кабинетах литературы. Она использована в качестве иллюстрации во многих книгах, посвящённых поэту.

Александр Сергеевич скрестил на груди руки. Он задумчив. Можно подумать, что именно в эти минуты в голове его складываются новые строки стихов. На втором плане картины – бронзовая статуэтка Музы. Это настоящий «парадный» портрет.

Портрет А. С. Пушкина. О. Кипренский Прощание А. С. Пушкина с морем. Иван Айвазовский

А вот В. А. Тропинин, нарисовавший портрет Пушкина в том же 1827 году, увидел совершенно другого поэта. Таким, скорее всего, он был у себя дома, за письменным столом. Одежда его по-домашнему проста, на руке – любимый перстень. А вот взгляд поэта, его выражение лица – их трудно передать словами. Какой-то волшебный свет, радость творческого озарения видим мы на лице Пушкина.

И. Е. Репин неоднократно обращался к образу поэта. Совместно с И. К. Айвазовским он написал картину «Прощание Пушкина с морем». Айвазовский настолько чтил поэта, что решился передать на полотне только море, «свободную стихию», и сделал это великолепно. Александра Сергеевича же он предложил нарисовать Репину. Мастерам кисти удалось передать сокровенную для Пушкина минуту.

Портрет Пушкина. Художник Е. И. Гейтман Портрет А. С. Пушкина. Художник П. Ф. Соколов

Последний прижизненный портрет поэта принадлежит кисти И.Л. Линёва. Хотя прижизненный ли? С этой работой связана загадка. Искусствоведы относят портрет к 1836 или 1837 году. Но есть версия, согласно которой, смерть Пушкина так потрясла Линёва (он ходил прощаться с телом поэта), что в портрете нашли отражение черты мёртвого Пушкина.

Пушкиниана включает в себя сотни, если не тысячи живописных и графических работ. Например, Александра Сергеевича неоднократно рисовала юная Надя Рушева. И сегодня великий поэт живёт не только в своих стихах, но и в этих работах.

Портрет Пушкина. Художник И. Л. Линев А. С. Пушкин. Художник Г. А. Гиппиус