Симметрия и асимметрия в искусстве

Симметрия и асимметрия – краеугольный камень архитектуры и изобразительного искусства. Без знания закономерностей их создания художник не сможет в полной мере овладеть искусством построения композиции и реализовать свой замысел.

Симметрия и асимметрия в искусстве

Изначально под словом симметрия подразумевали соразмерность, но по мере развития геометрии и теории искусства значение этого слова было расширенно. Сегодня под ним понимают соответствие частей одной композиции, которое включает массу предметов, их расположение, соотношение объемов, света и тени и т.д. Соответственно, асимметрия – это отсутствие какой-либо соразмерности в пределах композиции. Симметрия и асимметрия в искусстве играют такую же роль, как и язык в культуре. Без них художник не сможет завоевать внимание зрителя и корректно реализовать свой творческий замысел.

мадонна в башне

Какие существуют виды симметрии?

Симметрическим может считаться объект, в котором присутствуют соразмерные точки, линии или их комбинации. Количество таких соответствий, их конфигурация и расположение относительно осей определяют вид симметрии.

Зеркальная

В основе этого типа симметрии лежит принцип разделения массы композиции на две равные части по обе стороны вертикально или горизонтально ориентированной оси. Две половины изображения полностью соответствуют друг другу (отсюда и название). Каждая точка в такой композиции имеет в соседней плоскости свое зеркальное отражение, расположенное в том же месте пересечения осей координат. 

тайная вечеря

Симметрия этого типа чаще всего встречается в архитектуре, где она необходима не только для создания визуальной гармонии, но и для равномерного распределения массы строительного материала на опоры и фундамент. В изобразительном искусстве ее частично используют в портретной живописи, немного искажая реальные пропорции лица модели. Зеркальная симметричность лица подсознательно воспринимается как свидетельство психического равновесия и красоты человека.

Осевая

Один из самых популярных видов симметрии в архитектуре и изобразительном искусстве. Образуется путем вращения плоской фигуры вокруг центральной оси, при котором она несколько раз совмещается сама с собой. Осевую симметрию можно наблюдать в рисунках тарелок, дисков и куполах храмов. Она может иметь порядки (количество совпадений фигуры с самой собой) и несколько горизонтально или вертикально ориентированных поперечных осей.

Эльбрус

Винтовая

Ее также называют симметрией вращения. Избегая сложных математических определений, мы можем описать ее как симметрию, возникающую в результате винтообразного движения точки или линии вокруг неподвижной оси. Она может быть бесконечной, n-го порядка и неповторяющейся. Длительное наблюдение за вращением объекта с винтовой симметрией может вызывать гипнотический эффект, поэтому их используют для создания сложных оптических иллюзий. В архитектуре на базе ее принципов проектируют винтовые лестницы, а в изобразительном искусстве рисуют моллюсков других существ с раковиной.

Симметрия переноса

Этот вид симметрии мы можем наблюдать при создании однотипных, повторяющихся изображений на коврах и других предметах, украшенных ленточным орнаментом.

извержение вулкана

Ее принцип предельно прост – повторяющиеся фрагменты узоров копируются и сшиваются между собой боковыми сторонами. Количество кластеров в линии не лимитировано. В архитектуре симметрия переноса может быть создана на базе нескольких непараллельных осей, лежащих в одной или нескольких плоскостях. Также она может комбинироваться с другими видами симметрии для реализации более сложных в композиционном отношении узоров. Ее также можно использовать для создания визуального ощущения движения, ритма, скорости и динамики.

Антисимметрия

Вид сложной симметрии, где полярные части композиции будут иметь контрастные свойства. К примеру, масса белого треугольника будет уравновешиваться массой черного, а хорошо прорисованный объект контурами аналогичного по размерам и форме. Антисимметрия используется при создании более сложных композиций, постепенно открывающих зрителю свою гармонию.

девушки в поезде

Дисимметрия

Разновидность симметрии, характеризующаяся небольшими отклонениями в некоторых частях композиции. Луи Пастер утверждал, что для обнаружения дисимметрии достаточно наложить одну половину фигуры на другую. В самом широком понимании ее можно определить как форму приближения от бесконечно симметричного объекта к бесконечно ассиметричному. Дисимметрия наблюдается в природе, архитектуре и изобразительном искусстве. Чистой зеркальной симметрии достичь практически невозможно из-за трудностей равномерного распределения масс и визуальных пропорций объектов. Мы всегда будем иметь дело с диссиметрией. Она может применяться осознанно для создания напряжения в композиции. Существует также функциональная интерпретация сущности дисимметрии в искусстве, согласно которой многообразие функций объектов делает невозможным равномерное распределение материала по обе стороны оси. 

графика

Особенно ярко эта тенденция проявляет себя в живых системах (растения, животные, люди). Небольшие отклонения подсознательно воспринимаются как признаки реальности существования объекта, присутствия в нем «жизни» и вызывают позитивную эмоциональную реакцию.

Асимметрия как художественный прием

Отсутствие симметрии в определенных случаях может придать композиции динамики и разнообразия. При соблюдении определенных условий непринужденность и необычность образов оживляет статическую картину и позитивно сказывает на ее эмоциональном восприятии. Кроме того, в классическом искусстве асимметрия используется для создания контраста с симметрией. Этот художественный прием дает возможность усилить восприятие красоты объектов с правильными пропорциями соразмерными элементами.

симметрия в картине Майка Ворралла

Богатство композиции

Универсальный язык форм и пропорций понятен представителям всех культур, поэтому его изучение является обязательным для художников, желающих создавать настоящие произведения искусства. Без умения использовать различные виды симметрии невозможно передать всю красоту и глубину творческого замысла. Изучение закономерностей построения симметрии является базовым умением для любого художника.

Читайте также:

1. Желтый цвет в картинах Ван Гога
2. День рождения Дега: у истоков импрессионизма
3. Курсы рисования для взрослых

*Фотографии взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

картина британского художника Майка Ворралла