Стаффаж в живописи: как оживить скучную картину

Вы устроились поудобнее и набросали на холсте речку, добавили деревьев, небрежно раскидали по земле желтеющие листья. И, кажется, всё хорошо и правильно, только пейзаж почему-то не оживает. Или принялись за архитектурную живопись, но изображённые дома производят впечатление стоящих в вымершем городе. Уже догадались, в чём проблема? Главные «герои» – это полдела, но не менее важны и второстепенные элементы!

И вот вы добавляете парочку, идущую вдалеке, силуэт ребёнка, играющего с кошкой, или обогащаете банальный пейзаж изображением благородных оленей на заднем плане. И рисунок на глазах преображается! Называется эта «хитрость» в живописи стаффажем. Мелочи, а какую огромную роль они играют!

1. Что такое стаффаж в рисунке
2. Виды стаффажа: как выбрать подходящий
3. Примеры стаффажей известных художников

пшеничное поле с жнецом на охоте дилижанс наводнение в Пор-Марли

Что такое стаффаж в рисунке

Это фигуры людей, животных, автомобилей и других дополняющих объектов природной среды, имеющих второстепенное значение. Термин появился в 17-м столетии, когда пейзажисты обогащали свои работы религиозными и мифологическими сценами мелкого формата. Иногда стаффаж выполнял не основной автор, а другой художник. Цели, которые преследуют изображением второстепенных элементов:

  • Работа на взаимосвязь изображения с жизнью, правдоподобность. Можно обозначить историческую эпоху, общее настроение, подчеркнуть динамику и т. д.
садовая дорожка дома вдоль реки дорога в Эннери площадь Сан-Марко
  • Оценка размера объектов. С помощью мелких деталей легко судить о масштабах основных элементов.
  • Усиление художественно-образного содержания работы. Так, благодаря стаффажу пейзаж заиграет иными красками, станет привлекательнее, понятнее для зрителя.
  • Создание композиционной законченности. Хотите усилить выразительность, собрать рассыпающийся пазл, уравновесить разрозненные части? Тогда не пренебрегайте прорисовкой мелочей.
  • Обогащение сюжета. Не просто пустынный пейзаж, а с бредущим человеком на заднем плане, не банальный интерьер, а с умывающейся в дальнем углу кошкой.
лягушатник вид в окрестностях Дюссельдорфа путешественники на сельской дороге Пляс Анверс

Виды стаффажа: как выбрать подходящий

Вы консерватор и предпочитаете реализм? Значит, вам нужны иконические изображения, которые будут тождественны окружающей среде. А если вы, например, авангардист, то второстепенные элементы картины будут символическими. Они не копируют реальные объекты, а визуально передают самые значимые черты нашего представления об окружающей действительности.

И в том, и в другом случае важно учитывать степень удалённости деталей. Как правило, на дальнем плане фигуры изображают геометризированно: голова-шар, руки-палочки (вернитесь в беззаботное детство). Более подробной прорисовки требует средний план. Здесь уже не просто некое обозначение цвета и формы, а добавление аксессуаров, особенностей одежды.

рубка леса Париж набережная розы порыв ветра

Вдохновляемся: примеры стаффажей известных художников

Взгляните на картину итальянского живописца Каналетто, нарисовавшего венецианскую площадь. Здесь не застывшая архитектура, в городе кипит жизнь: мы видим торговые лотки с товаром, разговаривающих дворян в ярких одеждах и судей и париках, по воде скользят корабли и гондолы. Фигуры создают настроение самого обычного дня в Венеции, воспроизводят ритм жизни, обозначают историческую эпоху.

А вот работа Питера Брейгеля старшего. Только внимательно рассмотрев картину, мы обнаруживаем в небе крылатого персонажа древнегреческой мифологии Икара – и удивляемся, что именно он дал название работе. Художник показывает тем самым, насколько важны все части произведения: «главные» на первый взгляд элементы всего лишь работают на «второстепенные».

Большой канал Венеция падение Икара с детской коляской парижская улица дождь

Более того, великий мастер способен изобразить не только то, что можно видеть, но и то, чего видеть нельзя. Благодаря взгляду пастуха, смотрящего в небо, мы можем представить себе траекторию падения Икара. А ещё искушённый зритель дорисует в своём воображении вечного «спутника» персонажа – Дедала.

Итак, вы уже знаете, что делать! Доставайте свою «неудачную» работу и украшайте её значимыми мелочами, обогащайте, вдыхайте в неё жизнь!

Читайте также:

1. Камиль Писсарро: нищета и счастье основоположника импрессионизма
2. Имприматура в живописи
3. Винсент Ван Гог: автопортреты художника
4. Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное...

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

Нарцисс Мулен де ла Галетт луга с маками в саду