Техника «сухая кисть» – рисуем быстро и виртуозно

Что представляет собой техника «сухая кисть»? Это приём, который применяется в живописи и графике. Краску, в которой мало связующих веществ (воды или масла), кладут кистью на поверхность, имеющую выраженную фактуру. Это могут быть бумага или холст, дерево или металл, а также негрунтованное полотно.

1. Какие материалы необходимы?
2. Достоинства техники «сухая кисть»
3. Как рисовать, используя данный метод?
4. Сочетание с другими техниками
5. Примеры картин

Вдали от дома. Художник Эндрю Уайет Портрет Генриетты. Эндрю Уайет Стеклянный дом. Эндрю Уайет

Какие материалы необходимы?

Какие краски используют для работы сухой кистью? Чаще всего – масло, акварель, акрил, тушь, темперу. Масляные краски можно разбавить скипидаром. Но чаще всего применяют обыкновенное машинное масло. Оно дольше высыхает, и недостатки можно исправить с помощью ластика.

Работы, выполненные в технике рисования «сухая кисть», бывают цветные и чёрно-белые. Кисточки подбирают щетинные, синтетические или колонковые (последние – для детализации картины). Картины помещают под стекло, но можно хранить их в папке, в помещении с сухим воздухом.

Первый снег. Эндрю Уайет Угол. Эндрю Уайет Вечер у Кёрнеров. Эндрю Уайет

Достоинства техники «сухая кисть»

Впервые применять данную технику начали восточные мастера в эпоху Средневековья. Например, китайские художники ещё в 14 веке часто рисовали пейзажи, используя тушь, кисти различной формы и длины, а также бумагу и воду. Им удавалось передавать воздушное пространство, даже не используя законов перспективы.

Но особенно популярным приём стал во второй половине 20-го века, на Арбате и в курортных городках. Уличные художники рисовали в технике «сухая кисть» портреты на заказ. Почему именно этот метод получил широкое признание у портретистов:

  • работу можно выполнить очень быстро;
  • технология позволяет выделять мелкие детали, портрет напоминает фотографию;
  • не требуется закреплять графику, потому что масляная краска быстро впитывается в материал и не мажется.

Картины можно сразу свёртывать для транспортировки или вставлять в рамку.

Екатерина. Игорь Владимирович Харламов Ева. Игорь Харламов Ирина. Игорь Владимирович Харламов

Как рисовать, используя данный метод?

Освоить приём не составит большого труда:

  1. Бумагу лучше взять ту, которая имеет текстуру «под холст».
  2. Кисти подойдут очень жёсткие – из свиной щетины или синтетические.
  3. Карандашом наносится лёгкий контур рисунка. Желательно не применять ластик, чтобы не нарушить текстуру.
  4. Краску наносят на палитру и растирают до однородной структуры.
  5. Набирают краску на кисть, и проводят ею по палитре, чтобы краска равномерно распределилась по щетине.
  6. Основные тона рисуют большой кистью. Затем берут кисточку поменьше и прорабатывают мелкие детали.
  7. Для нанесения бликов применяются гуашевые белила.

Приём позволяет видеть цвет, который применялся раньше – получается необычный размытый эффект. Мазки получаются неровными, с колючей текстурой. Они сглаживаются при нанесении следующего слоя краски.

Аль Пачино. Антон Фирсов Душечка. Анастасия Руденя Портрет африканца. Дядя Том. Владимир Паркин

Сочетание с другими техниками

Используя технику «сухая кисть», можно рисовать практически что угодно. Портреты, пейзажи, натюрморты. Предварительных эскизов не требуется. Приём можно комбинировать с другими техниками. Если художник предпочитает чёрно-белые цвета, его работы напоминают картины, выполненные углём или карандашом.

Интересный эффект даёт приём в акварелях, где он сочетается с глазурью. Глазурь позволяет получить требуемый оттенок, но «прозрачность» акварели придаёт именно «сухая кисть». Если художник предпочитает акрил, работа в технике «сухая кисть» даст ему очень много. Картины, нарисованные акрилом, кажутся плоскими. «Сухая кисть» придаёт им текстуру. С помощью круглой и мягкой кисточки, добавляя маленькие вкрапления, можно значительно увеличить количество оттенков в пейзаже или портрете.

Пейзаж в технике сухой кисти. Пето Погосян Городской пейзаж. Художник Пето Погосян Городской пейзаж армянского художника Пето Погосяна Картина армянского художника Пето Погосяна

Примеры картин

Один из самых известных художников, рисовавших в данной технике – это Василий Ситников (1915-1987). Он очень любил православную архитектуру – монастыри, золотые купола. Самобытный художник, многие свои работы он нарисовал с помощью… сапожной щётки. Эффект был потрясающий, образы словно проявлялись из тумана. Храмы, выполненные в этой технике, казалось, спустились прямо с неба. Много было среди работ Ситникова и женских фигур.

Москва. Василий Ситников Женский портрет. Василий Ситников Женские образы в картинах Василия Ситникова Спасская после дождя-2. Елена Авинова

Одним из наиболее интересных художников-современников, работающих в технике «сухая кисть» является итальянец Отторино де Лукки. Его картины, выполненные акварелью – в основном натюрморты – потрясают воображение своей реалистичностью. Цветы, фрукты, хрустальные вазы – всё это точно светится. Работы де Лукки сравнивают с музыкой, благодаря их гармонии и виртуозной технике художника. Преимущество приёма «сухая кисть» ещё и в том, что его осилит даже начинающий художник. Поверьте в свои силы, и приступайте к работе.

Натюрморт в технике сухой кисти. Художник Отторино де Лукки Натюрморт с розами. Отторино де Лукки Натюрморт в технике сухой кисти. Художник Ottorino De Lucchi Натюрморт акварелью в технике сухой кисти. Отторино де Лукки

Читайте также:

1. Белый карандаш для рисования: секреты мастерства
2. Штриховка карандашом для начинающих
3. Основы акварели для начинающих
4. Рисование сангиной: история красного мелка

Рисунок белым карандашом на черной бумаге. Ричард Симондс Юрий Кушевский. Натюрморт штриховка карандашом Акварельная картина Тернера Картина сангиной Леонардо да Винчи