Вербное воскресенье в картинах художников

Вход Господень в Иерусалим – один из наиболее почитаемых праздников в христианстве – нашёл широкое отражение в искусстве. Ему посвящали свои творения поэты, музыканты, живописцы. Вербное воскресенье в картинах художников представлено в различных жанрах – портреты, пейзажи, натюрморты.

Но все работы объединены единым чувством: радостью. Это приход весны, и преддверие важнейшего события – Воскресенья Христова, когда вечная жизнь восторжествовала над смертью.





Вербное воскресенье в картине художника Регины Пряжниковой Вербное воскресенье. Художник Андрей Горгоц

Возрадуемся и возвеселимся

Вербное воскресенье на картинах многих художников представлено как народный праздник. Впереди ещё Страстная седмица, и только потом Пасха, но всё же Вход Господень в Иерусалим для людей становится возможностью повеселиться после долгого поста.

На полотнах известных русских живописцев Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот» и Константина Юона «Вербный базар на Красной площади – многочисленные торговцы, «лоточники», как их тогда называли. Рвущиеся в небо яркие шары, молодые гимназисты с вербами в руках. Праздничное настроение ощущается в каждой детали картин.



Вербный торг у Спасских ворот. Б. Кустодиев Вербное воскресенье в Москве. Вячеслав Шварц Вербный базар на Красной площади. Художник Константин Юон

Владимир Россинский на полотне «Вербное воскресенье. Катание на Красной площади» запечатлел как развлекалась в этот день аристократия. Гораздо более сдержанно, но покататься с детьми в колясках, запряженных лошадьми, дамы всё-таки себе позволяли.

Святой день

Совсем по-другому передано настроение светлого дня в работах Серафимы Блонской, Константина Савицкого, Вячеслава Шварца. Блонская на картине «Девочки» изобразила юных гимназисток, пришедших в храм. Белые передники, нежный свет, девушки с вербами – все точно овеяно ожиданием чуда.

 

Девочки. Художник Серафима Блонская Катание. Вербное воскресенье на Красной площади. Владимир Россинский

«Инок» Савицкого глубоко задумался. Пусть стоят рядом пушистые веточки, он их не замечает. Вспоминает предстоящий Христу мученический путь. Шварц показывает, как отмечал святой день царь Алексей Михайлович. На первый план здесь выступает религиозная составляющая праздника, поэтому ведущая роль принадлежит духовенству.

Натюрморты, посвящённые празднику

Но Вербное воскресенье на картинах художников очень выразительно передано и в жанре натюрморта. Картина Регины Пряжниковой выполнена в голубых тонах, вся она точно пронизана воздухом. Только что распустившиеся веточки в скромной стеклянной вазе, несколько икон, стакан чаю… Нежность, чистота, начало весны – таково общее впечатление от картины.

Инок. Художник Константин Савицкий Вербное воскресенье в картине. Художник Василий Кукса

У Екатерины Кизиловой в работе ещё больше света, может быть, потому, что ветки вербы стоят на подоконнике. Да и весна уже вступила в свои права – рядом, в банке – букетик первых цветов.

А Сергей Потапов изобразил стол, накрытый к утреннему чаепитию. За ним никого ещё нет, но белоснежная скатерть, белое же полотенце, красная обивка стульев, солнечный цвет, заливающий половицы – создают ощущение праздника.

Бережное отношение русских живописцев к истории своей страны, к христианству – обусловило глубину и выразительность работ, объединённых общей темой – «Вербное воскресенье».

 

Вербное воскресенье в картине художника Екатерины Кизиловой Картина Вербное воскресенье. Сергей Потапов