Воздушная перспектива. Законы построения

Присмотритесь, где-то там, на линии горизонта, едва заметны мягкие силуэты природного ландшафта и тончайшая пелена голубоватой дымки. И чем дальше пейзажные планы и объекты, тем легче, невесомей они становятся, словно покрываясь полупрозрачной вуалью. Это живописное явление не что иное, как перспективное сокращение! Ему поддается все живое и неживое на земле, в том числе – пространство, воздух, который мы не можем поймать, но вполне способны увидеть благодаря некоторым физическим свойствам.

Если мыслить абстрактно, то воздушная перспектива перед глазами смотрящего вдаль человека открывается длинным коридором, который движется, имеет свою вязкость, плотность, влажность и температуру, а также влияет на тончайшие светотеневые градации, изменение цветности и контраста окружающих объектов.

Осень. Туман. Исаак Левитан Разлив. Исаак Левитан Туман над водой. И. Левитан Весна. Большая вода. И. Левитан

В чем отличие линейной и воздушной перспективы?

Мозг человека способен быстро оценивать степень удалённости объектов, а по-другому: изменение масштабов изображения. Зная или не зная законов линейной перспективы, мы видим предметы в сокращении: уходящими вглубь пространства. Так уж устроено наше зрение. А все параллельные прямые без исключения стремятся в одну точку схода, которая находится на линии горизонта. Хотя, если задуматься логично, то это невозможно!

Владимирка. И. Левитан У омута. И. Левитан Лунная ночь. И. Левитан Осенний день. Сокольники. И. Левитан

Но для того, чтобы на картинной двухмерной плоскости появилось объемное изображение с иллюзией глубины, художнику надо просто поверить тому, что видят его глаза. А в помощь себе – вооружиться научными законами линейной перспективы.

Свои закономерности нам открывает и воздушная перспектива. В атмосферном воздухе вращаются бесчисленные частицы пыли и воды, которые создают удивительный эффект легкой туманности при своем сгущении. Это хорошо заметно на расстоянии. Поэтому самый дальний фон в пейзажах или в предметных натюрмортах опытный художник рисует более мягко, размыто, светло, меняя тон и цветность полотна.

На меже. И. Репин Аллея в парке. Качановка. И. Репин Пейзаж под Чугуевом. И. Репин Босяки. Бесприютные. И. Репин

Безусловно, владея законами воздушной перспективы мы усиливаем ощущение пространственности на плоской картинной поверхности. Но изменения тональности, цвета предметов, а также степень их резкости – довольно индивидуальное восприятие. И у каждого человека оно свое.

В отличие от четких законов прямой линейной перспективы, передача воздушной среды в картине – явление субъективное, глубоко своеобразное, построенное на тончайших нюансах мировосприятия.

Осень. Домотканово. В. Серов Тройка. В. Серов Зимняя дорога в Домотканове. В. Серов Октябрь. Домотканово. В. Серов

Как работают правила воздушной перспективы на картинах художников

А теперь узнаем, как известные мастера живописи и рисунка передавали воздушную перспективу в своих произведениях. Один из самых ярких пейзажистов XIX века в России – Иван Шишкин изумлял публику фотографичной достоверностью своих работ. «Лесной богатырь – художник» любил и знал природу, стремился к верности рисунка и точному цветовому сходству пейзажей с самых первых ученических работ. Картина мастера «Лесные дали» как нельзя лучше раскрывает тонкое, неуловимое понятие воздушной перспективы в живописи. Взору открывается огромная равнина суровой уральской природы. 

Лесные горизонты. И. Шишкин Рожь. И. Шишкин Дорога во ржи. И. Шишкин Туманное утро. И. Шишкин

Просыпающееся утро постепенно освобождается от невесомой туманной вуали. Медленно она поднимается вверх над верхушками кедров и тает в легкой дымке неба. Величественный лес тих и молчалив. Он поражает своими масштабами. Видно, что его протяженность уходит далеко за линию горизонта. Шишкин мастерски расставил цветовые и тональные акценты пейзажа. Мы прекрасно чувствуем поднимающийся жар от земли и трав на первом плане. Но как прохладно и далеко озеро, отражающее небо, как голубы дали и свежи молочные туманы. Пожалуй, воздушная перспектива в пейзаже – это самое красивое и полное воплощение человеческого видения и восприятия мира, природы.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин Дождь в дубовом лесу. И. Шишкин Сосновый бор. И. Шишкин

Но посмотрите, как ощутимо прорывается воздушная глубина сквозь короткие, нервные линии, тональные пятна и штрихи в графике. Эфемерная жизнь на маленьких клочках походных зарисовок, пожелтевших бумажных альбомах, случайных набросков, сделанных из окна гостиниц или уличных кафе. Воздушная перспектива в рисунке имеет те же задачи, что и в живописи: тональное смягчение, легкость задних планов, изменение нажима карандашных штрихов и линий.

Итальянский пейзаж. И. Айвазовский Прием императорской семьи в Судаке. И. Айвазовский Вечер в Каире. И. Айвазовский

Наброски, зарисовки И. Репина, М. Врубеля, А. Серова и других русских художников конца XIX – начала XX века открывают зрителю тонкую, профессионально выполненную графику академической школы. Законы построения воздушной перспективы охватывают все жанры изобразительного искусства. Будь это натюрморт или морской пейзаж, портретная или бытовая зарисовка. Наше жизненное пространство трехмерно, и его глубина на плоском картинном формате всецело зависит от убедительности художника, его знаний, точности видения и технического мастерства.

Северная идиллия. К. Коровин Лов рыбы на Черном море. А. Куинджи Ладожское озеро. А. Куинджи Парижское кафе. К. Коровин

Читайте также:

1. Чёрный в живописи – собираем цвета воедино
2. Техника алла прима: рисовать так, как поют птицы!
3. Техника «сухая кисть» – рисуем быстро и виртуозно
4. Рисование сангиной: история красного мелка

украинская ночь художник за работой вдали от дома Камчатка