Желтый цвет в картинах Ван Гога

В своем творчестве художник может придерживаться одной стилистики, развиваться в пределах одного жанра или исполнять картины в единой цветовой гамме. Художник может даже выделить для себя какую-либо определенную краску как доминирующую, знаковую. Известный пример подобной избирательности в палитре – «голубой» и «розовый» периоды в живописи Пабло Пикассо. Но, если Пикассо с большой скоростью менял цветовые ключи, то в картинах Винсента Ван Гога желтый цвет представляется тем знаковым элементом, последовательно переходящим из одного произведения в другое.

1. Поиск четких красок
2. Насыщенная простая жизнь

пшеничное поле с жнецом полуденный отдых пшеничное поле со снопами стога

Поиск четких красок

Винсент Ван Гог за свою недолгую жизнь написал сотни картин, по которым можно проследить историю поиска собственного голоса, обретение и следование ему. Не в одночасье желтый цвет в живописи голландского мастера обрел независимость. Ранние картины отличаются сдержанностью в выборе палитры, сюжеты и герои, выбранные из обыденной, однообразной жизни мещан и крестьян предстают в привычном окружении замыленных, нечетких оттенков («Едоки картофеля», 1885; «Женщина за шитьём», 1881). Но живые цвета находят свой путь в творчество Ван Гога. Среди них желтый – один из основных в спектре, он противополагается синему, являясь основой теплой гаммы красок.

художник подсолнухи девочка с апельсином натюрморт с лимонами

Желтый – сильный, импульсивный цвет, длина его волн больше, чем у синего, а визуально желтые предметы будто движутся навстречу наблюдающему. На картинах Ван Гога желтый часто появляется в соединении с контрастными синим или красным («Полуденный отдых», 1890; «Ночная терраса кафе», 1888; «Ночное кафе», 1888). Работы художника конца 1880-х вообще строятся на сильных, живых, естественных красках. Изображение «изнанки жизни» обретает новый фокус: на природу, органику, наблюдение за жизнью простого народа вокруг годовых циклов, на фоне созревающих на плантациях ростков. Со всей очевидностью оттенки желтого наполняют естественный мир в глазах художника. В пространстве картин голландского живописца они становятся той основой, к которой добавляются другие краски.

ваза с подсолнухами натюрморт с соломенной шляпой дом женщины в поле

Насыщенная простая жизнь

Именно лимонные и банановые иссечения пробиваются из-под наслоений холодных зелено-голубых теней («Вспаханное поле и пахарь», 1889). Изнанка земли скрывает мягкие желтые лучи, родственные солнечному свету, спускающемуся с неба. Еще необработанные плодоносящие поля же насыщенны ничем не сдерживаемым витальным золотом, им полнится земля, оно кормит человека («Урожай», 1888; «Пейзаж с домом и пахарем», 1889). Дневное освещение наполняет мир полновесными, спокойными и теплыми тонами от слоновой кости до густой охры. Этот свет как тяжелое и жаркое марево покрывает землю. Природа излучает свет, который проникает в людей и их жилища.

два ребенка тропа угольные баржи натюрморт с грушами

Мягкий охристый подтон кожи на портретах и автопортретах (вместе со своеобразными мазками) отличает творчество Ван Гога («Молодая крестьянка в соломенной шляпе в пшенице», 1890; «Автопортрет без бороды», 1889). Человек – часть природного мира, от него исходит приглушенный свет. Скромное убранство комнаты в Арле или зала ночного кафе не сияют золотом, их краски более сдержанные и отстраненные, но сохраняющие связь с естеством («Ночное кафе», 1888; «Спальня в Арле (первый вариант)», 1888). Золото уже не покидает среду обитания обычного человека, какой бы простой ни была его жизнь, оттенкам желтого находится место («Натюрморт с французскими романами и розой», 1887). Эти краски могут переплетаться со множеством контрастных оттенков, а могут растворять в себе все другие цвета, обезоруживая их («Ваза с двенадцатью подсолнухами», 1889).

женщина в соломенной шляпе ночное кафе спальня в Арле натюрморт с романами и розой

Пусть этот яркий период рано оборвался вместе со смертью художника, картины, написанные во время расцвета творчества, отражают своеобразие таланта своего автора.

 

Читайте также:

1. Международный день кошек
2. Карл Генрих Блох. Прикосновение к небесам...
3. Синий в живописи
4. Стаффаж в живописи: как оживить скучную картину

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

автопортрет без бороды натюрморт с копченой рыбой на желтой бумаге сеятель юноша с васильком