Содержание занятий |
1. Рисунок Графическое построение плоских предметов. Упражнения в правильном построении плоских геометрических фигур (карандаш). Правильная постановка руки при рисовании. Законы композиции – правила размещения предметов на листе. Рисунок веток и листьев деревьев: определение пропорций, принцип конструктивного построения предмета, а не срисовывания его. Тональная шкала. Штрих, пятно, тушевка. |
2. Рисунок Виды перспективы. Перспективные закономерности как средство правильного построения предмета. Перспектива квадратных и прямоугольных плоскостей. Куб и параллелепипед в разных положениях относительно линии горизонта. Зарисовка предметов кубической формы. Законы светотени. |
3. Рисунок Перспектива плоскости круга. Тела вращения – цилиндр, конус, шар. Правила построения и передачи объёма в разных положениях при контрастном освещении. Понятие рефлекса. |
4. Рисунок Построение кувшина (гипсового или глиняного). Разбивка его формы на геометрические тела. Правила свето-теневой моделировки по аналогии с телами вращения. Передача объёма. Блик, рефлекс, тени – падающие и собственные. |
5. Рисунок Драпировка со складками (уголь, сепия, соус). Конструктивное построение формы складок. Передача объёма светотенью. |
6. Живопись Натюрморт из бытовых предметов с фруктами и драпировками (гуашь). Поиск цветового, тонального и композиционного решения в небольших этюдах. Лучший вариант увеличивается и переносится на большой формат. |
7-8. Живопись Работа над натюрмортом (занятие 6). Заливка цветом, тональное решение предметов постановки, передача объёма и освещения. Роль теплых и холодных тонов в передаче световоздушного пространства. Роль рефлекса в живописи. Завершение натюрморта, проработка деталей. |
9-10. Рисунок Гипсовый орнамент или капитель (карандаш). Контрастное освещение. Композиционное решение, построение от «общего к частному». Моделирование формы тоном, использование закона светового контраста. |
11. Живопись Акварельные краски – их специфика. Кисти, бумага для акварели. Виды акварельной живописи (по-сырому, лессировка, «a la-prima»). Несколько цветных этюдов фруктов в разных техниках. Цветы акварелью – принцип изображения. |
12-13-14. Живопись Натюрморт из бытовых предметов. Поиск цветового, тонального и композиционного решения в этюдах. Лучший берётся за основу для работы на большом формате. Работа ведётся в технике лессировки или «a la-prima». Возможны 2 постановки – натюрморты в тёплом и холодном колорите – учащиеся разделяются на 2 группы. |
15. Рисунок Конструктивное построение формы гипсового черепа карандашом. Проработка свето-тени заливками мокрым соусом (или древесным углём). Окончательная проработка общего и деталей сухим соусом (растушёвкой). Перед началом работы – наброски с черепа карандашом с разных точек зрения. |
16-17-18. Рисунок Построение и тоновая проработка обрубовки головы (карандаш). Перед началом работы – быстрые зарисовки головы карандашом с разных точек зрения для лучшего понимания строения, пропорций. |
19-20. Рисунок Экорше головы. Быстрые зарисовки с нескольких сторон для лучшего понимания формы. Композиционное размещение на листе, конструктивное построение, лепка формы массами светотени. |
21-22-23-24. Рисунок Гипсовые детали головы. Глаз, нос, губы, ухо (карандаш). Ознакомление учащихся со строением отдельных частей головы человека. Конструктивное построение и тональное решение. Освещение контрастное. |
25-26-27. Рисунок Античная гипсовая голова (карандаш). Быстрые зарисовки головы – профиль, фас, ¾ для лучшего понимания строения, пропорций, характерных особенностей. Последующая работа на основном листе: композиционное размещение, конструктивное построение, лепка формы большими массами свето-тени, заключительная проработка деталей – выделение главного в рисунке. |
28. Живопись Сухая пастель – её состав, особенности технических приёмов, использование специальных сортов бумаги (в том числе тонированной) и других материалов. Способы закрепления пастели. Тематический натюрморт с драпировками и атрибутами. Этюды постановки, выбор наилучшего варианта, перенос рисунка на большой формат. |
29-30. Живопись Работа над тематическим натюрмортом, его колористическое и тональное решение. Проработка деталей. |
31-32-33. Рисунок Античная гипсовая голова (женская). Зарисовки с нескольких ракурсов. Построение, проработка тоном (карандаш). |
34-35-36. Живопись Сложный тематический натюрморт (деревенский). Поиск композиционного решения, несколько этюдов для разработки композиции, построение карандашом, проработка цветом. Передача в работе тёплого колорита. Гуашь. |
37-38-39. Рисунок Сложная гипсовая голова в мягком материале (уголь, сепия, соус). Построение карандашом (зарисовки с нескольких ракурсов), дальнейшая проработка основных объёмов тоном и окончательная проработка деталей. |
40-41-42-43. Живопись Сложный натюрморт с гипсовой маской (акварель). Постановка в холодном колорите. Выполняется подробное построение в карандаше. Дальнейшая работа ведётся в технике лессировки. Задача студентов передать материал изображаемых предметов, их объём, а также общий колорит натюрморта. |
44-45. Рисунок Голова натурщика (карандаш, уголь, сепия). Быстрые зарисовки головы в трёх поворотах. Перспективные сокращения частей головы в зависимости от точки зрения рисующего. Последовательное ведение конструктивного построения от общего к частностям. Выявление характерных особенностей модели. |
46-47-48. Живопись Сложный натюрморт пастелью (восточный). Закрепление техники работы материалом. Передача фактуры предметов, освещения постановки, общего колорита и характера постановки. |
49. Рисунок Кратковременный рисунок бытовых предметов карандашом. Изображение на небольшом формате композиции из разноплановых по материалу предметов (книга, клубок ниток, очки; хлеб, нож, кружевная салфетка), их максимально реалистичное изображение линейно и в тоне. Различные варианты штриховок для передачи фактур. |
50-51-52. Живопись Копия портрета с работы известного мастера (пастель). Передача сходства с моделью на образце, отработка техники использования сухой пастели в рисовании портрета. Подготовка к портрету натурщика в той же технике. |
53-54. Живопись Портрет натурщика пастелью. Основные тональные и цветовые отношения, передача колорита и характера натуры. |
55. Наброски Просмотр и обсуждение работ. |