Содержание занятий |
1. Рисунок Знакомство с базовыми элементами рисунка (точка, линия, пятно). Правильная постановка руки при рисовании. Начальные упражнения на освоение техники рисунка. Графическое построение плоских геометрических фигур. Понятие тона. Штрих, пятно, тушевка. Законы композиции – правила размещения предметов на листе. Упражнения на развитие композиционного мышления. Карандаш. |
2. Рисунок Перспектива. Перспективные закономерности как средство правильного построения предмета. Перспектива квадратных и прямоугольных плоскостей. Куб и параллелепипед в разных положениях относительно линии горизонта. Зарисовка предметов кубической формы. Законы светотени. Карандаш. |
3-4. Рисунок Тела вращения – цилиндр, конус, шар. Правила построения и передачи объёма в разных положениях при контрастном освещении. Понятие рефлекса. Натюрморт из гипсовых тел. Карандаш. |
5. Рисунок Античная гипсовая ваза. Разбивка её формы на составляющие геометрические тела. Правила светотеневой моделировки по аналогии с телами вращения. Передача объёма. Блик, рефлекс, тени – падающие и собственные. Карандаш/мягкие материалы. |
6. Рисунок Драпировка со складками. Конструктивное построение формы складок. Передача объёма свето-тенью, использование клячки и растушёвки. Сангина, уголь, сепия, соус. |
7-8. Живопись Несложный натюрморт пастелью из бытовых предметов на фоне драпировки. Сухая пастель – её состав, особенности технических приёмов, использование специальных сортов бумаги (в том числе тонированной) и других материалов. Способы закрепления пастели. Пастель. |
9-10. Рисунок Гипсовый орнамент или капитель. Контрастное освещение. Композиционное решение, построение от «общего к частному». Моделирование формы тоном, использование закона светового контраста. Карандаш. |
11-12. Живопись Этюд постановки из двух-трех предметов на фоне драпировки – контрастных тонов в технике гризайль. Материал по выбору преподавателя. |
13-14. Рисунок Конструктивное построение формы гипсового черепа. Проработка свето-тени заливками мокрым соусом. Окончательная проработка общего и деталей сухим соусом (растушкой). Перед началом работы – наброски с черепа карандашом с разных точек зрения. Карандаш, мягкий материал. |
15-16-17. Рисунок Построение и тоновая проработка обрубовки головы. Перед началом работы – быстрые зарисовки головы карандашом с разных точек зрения для лучшего понимания строения, пропорций. Карандаш. |
18. Живопись Основы цветоведения. Цветовой круг. Значение тона. Колорит. Особенности красок, их смешение на палитре. Упражнения. Гуашь/акрил/темпера по выбору преподавателя. |
19-20. Живопись Натюрморт. Разработка тональных отношений предметов постановки. Заливка цветом, передача объёма и освещения. Роль теплых и холодных тонов в передаче свето-воздушного пространства. Роль рефлекса в живописи. Завершение натюрморта, проработка деталей. Гуашь/акрил/темпера по выбору. |
21-22-23. Рисунок Гипсовые детали головы. Глаз, нос, губы, ухо. Ознакомление учащихся со строением отдельных частей головы человека. Конструктивное построение и тональное решение. Освещение контрастное. Карандаш. |
24-25-26. Живопись Тематический натюрморт. Предлагаются две постановки – натюрморты в тёплом и холодном колорите – учащиеся разделяются на две группы. Материал по выбору. |
27-28. Рисунок Античная мужская гипсовая голова. Быстрые зарисовки головы – профиль, фас, ¾ для лучшего понимания строения, пропорций, характерных особенностей. Последующая работа на основном листе: композиционное размещение, конструктивное построение, лепка формы большими массами свето-тени. Заключительная проработка деталей – выделение главного в рисунке. Карандаш. |
29-30-31. Живопись Сложный натюрморт в свободной технике. В начале работы - поиск цветового, тонального и композиционного решения в этюдах. Построение, дальнейшая работа цветом. Отработка выбранной техники. |
32-33. Рисунок Античная женская гипсовая голова. Построение, соблюдение пропорций. Проработка формы и деталей. Тональный разбор. Карандаш. |
34-35. Рисунок Голова натурщика. Построение. Передача сходства и характера натуры. Тональный разбор. Карандаш. |
36. Просмотр и обсуждение работ |