Содержание занятий |
1. Рисунок Знакомство с базовыми элементами рисунка (точка, линия, пятно). Правильная постановка руки при рисовании. Начальные упражнения на освоение техники рисунка. Графическое построение плоских геометрических фигур. Понятие тона. Штрих, пятно, тушевка. Законы композиции – правила размещения предметов на листе. Упражнения на развитие композиционного мышления. Карандаш. |
2. Рисунок Виды перспективы. Перспективные закономерности как средство правильного построения предмета. Перспектива квадратных и прямоугольных плоскостей. Куб и параллелепипед в разных положениях относительно линии горизонта. Зарисовка предметов кубической формы. Законы светотени. Карандаш. |
3-4. Рисунок Тела вращения – цилиндр, конус, шар. Правила построения и передачи объёма в разных положениях при контрастном освещении. Понятие рефлекса. Натюрморт из гипсовых тел. Карандаш. |
5. Рисунок Античная гипсовая ваза. Разбивка её формы на геометрические тела. Правила светотеневой моделировки по аналогии с телами вращения. Передача объёма. Блик, рефлекс, тени – падающие и собственные. Карандаш. |
6. Рисунок Драпировка со складками. Конструктивное построение формы складок. Передача объёма свето-тенью, использование клячки и растушёвки. Сангина, уголь, сепия, соус. |
7. Живопись Этюд постановки из двух-трех предметов круглой формы на фоне драпировки – контрастных тонов в технике гризайль. Соус. |
8-9. Живопись Тематический натюрморт с драпировками и атрибутами. Сухая пастель – её состав, особенности технических приёмов, использование специальных сортов бумаги (в том числе тонированной) и других материалов. Колористическое и тональное решение. Проработка деталей. Способы закрепления пастели. Пастель. |
10-11. Рисунок Гипсовый орнамент или капитель. Контрастное освещение. Композиционное решение, построение от «общего к частному». Моделирование формы тоном, использование закона светового контраста. Карандаш. |
12. Живопись Основы цветоведения. Основные положения цветоведения. Значение тона. Колорит. Особенности гуашевых красок, их смешение на палитре. Упражнения. Гуашь. |
13-14. Живопись Натюрморт. Разработка тональных отношений предметов постановки. Заливка цветом, передача объёма и освещения. Роль теплых и холодных тонов в передаче свето-воздушного пространства. Роль рефлекса в живописи. Завершение натюрморта, проработка деталей. Разработка тональных отношений предметов постановки. Гуашь. |
15-16. Рисунок Конструктивное построение формы гипсового черепа. Проработка свето-тени заливками мокрым соусом. Окончательная проработка общего и деталей сухим соусом (растушкой). Перед началом работы – наброски с черепа карандашом с разных точек зрения. Карандаш, мягкий материал |
17-18. Рисунок Построение и тоновая проработка обрубовки головы. Перед началом работы – быстрые зарисовки головы карандашом с разных точек зрения для лучшего понимания строения, пропорций. Карандаш. |
19-20. Рисунок Античная мужская гипсовая голова (например, Антиной). Быстрые зарисовки головы – профиль, фас, ¾ для лучшего понимания строения, пропорций, характерных особенностей. Последующая работа на основном листе: композиционное размещение, конструктивное построение, лепка формы большими массами свето-тени. Заключительная проработка деталей – выделение главного в рисунке. Карандаш. |
21-22. Живопись Акварельные краски – их специфика. Кисти, бумага для акварели. Виды акварельной живописи (по-сырому, лессировка, «a la-prima»). Несложный натюрморт из бытовых предметов. В начале работы - поиск цветового, тонального и композиционного решения в этюдах. Акварель |
23-24. Рисунок Гипсовые детали головы. Глаз, нос, губы, ухо. Ознакомление учащихся со строением отдельных частей головы человека. Конструктивное построение и тональное решение. Освещение контрастное. Карандаш. |
25-26. Живопись Натюрморт. Тематический натюрморт. Работа ведётся в технике лессировки или «a la-prima». Предлагаются две постановки – натюрморты в тёплом и холодном колорите – учащиеся разделяются на две группы. Акварель. |
27-28. Рисунок Античная женская гипсовая голова (например, Венера). Построение, соблюдение пропорций. Проработка формы и деталей. Тональный разбор. Карандаш. |
29-30. Живопись Натюрморт с античной гипсовой маской и драпировками. Цветовое и тональное решение. Гуашь. |
31-32. Рисунок Античная гипсовая голова по выбору преподавателя. Мягкий материал. |
33-34. Живопись Сложный натюрморт в свободной технике. Построение, дальнейшая работа цветом. Отработка выбранной техники. |
35-36. Рисунок Экорше головы. Быстрые зарисовки с нескольких сторон для лучшего понимания формы. Композиционное размещение в листе, конструктивное построение, лепка формы массами свето-тени. Карандаш. |
37. Рисунок Краткосрочные наброски головы натурщика (студент). Мягкий материал |
38-39. Рисунок Голова натурщика. Построение. Передача сходства и характера натуры. Тональный разбор. Карандаш. |
40. Просмотр и обсуждение работ. |
По окончании I и II ступени выдается сертификат установленного образца.
По окончании III ступени выдается диплом установленного образца.