30 марта – День рождения живописца Франсиско Гойя

Франсиско Гойя – культовый испанский гравер эпохи романтизма. В своих работах он отразил важнейшие события, происходившие в феодально-клерикальной Испании. Он прославился своей глубокой противоречивостью и экспрессивной манерой творчества. Подталкивающая к размышлению живопись автора повлияла на знаменитых его последователей, особенно на Мане и Пикассо. Его потрясающие работы продолжают очаровывать поклонников изобразительного искусства и сегодня.

1. Биография живописца
2. 5 лучших работ художника
3. История создания картин
4. Где находятся сейчас

женщина и мужчина с зонтиком ведьмы в воздухе снежная буря

Биография живописца

Франсиско де Гойя-и-Люсьентес появился 30 марта 1746 г. в Фуэндетодосе. Позже семья перемещается в Сарагоссу, где отец художника работал позолотчиком. Юный 14-летний Гойя начинает учиться живописи у Хосе Лузана, а затем отправился в Италию, чтобы продолжить обучение. Уже в 1771 г. в Сарагоссе он рисует фрески для местного собора. Выполненные в декоративной традиции рококо, они положительно повлияли репутацию Гойи. В 1773 г. он женился на Хосефе Байеу. У пары родилось много детей, но только сын Ксавье дожил до совершеннолетия.

Тяжелая болезнь в 1792 г. оставила Гойю навсегда глухим. Изолированный от общества, он все больше погружался в мир воображения и увлекался сатирическими наблюдениями. Автор разработал смелый, свободный новый стиль рисования, близкий к карикатуре. После восстановления испанской монархии творчество Гойи не было одобрено обновленной властью. В 1823 г. Гойя переезжает во французский Бордо.

женский портрет восстание игра в жмурки мальчики с мастифом

5 лучших работ художника

«Маха обнаженная» (1800)

Гойя написал свою скандальную работу для испанского премьер-министра Мануэля де Годоя. Маха, видимо, происходившая из низшего класса, с ее откровенной позой, демонстрирует доступность. Здесь Гойя, возможно, говорит о появившейся свободе испанских женщин и исследует запретную тему женской сексуальности. Пристальный взгляд и холодные телесные тона подчеркивают независимость Махи. По словам искусствоведа Роберта Хьюза, девушка «вызывающе, безусловно, привлекательна сама по себе, но решительно по своему желанию. Она не милая маленькая нимфетка, пассивная и восприимчивая к мужской фантазии... Даже без одежды (а может, особенно без нее) это настоящая Маха, жесткая, резкая, и не даст собой помыкать».

обнаженная Маха Махи на балконе кузнецы колосс

«Портрет семьи Карла IV» (1800)

В 1799 году Гойя начинает работать при дворе Карлоса IV. Правитель просит его создать семейный портрет, и в середине 1800 года автор готовит серию набросков, выполненных маслом. На готовой картине королевская семья облачена в роскошный наряд. Несмотря на пышность и великолепие, автор применяет здесь натуралистический стиль. По словам критиков, Гойя «был достаточно силен, разрушая единство, которого ожидали от работы». Доминирующей фигурой на картине является королева, расположившаяся в центре. Именно она определяла политику в те времена. Некоторые искусствоведы говорят о нелестном натурализме как о сатире. Однако автор не мог поставить под угрозу свое тогдашнее положение при дворе. Кроме того, самим членам королевской семьи портрет понравился.

портрет герцогини Альба семейный портрет портрет мальчика

«Маха одетая» (1805)

После смелой обнаженной Махи Гойя написал менее смелую версию. Он использовал ту же модель в схожей позе и обстановке, применяя свой более свободный поздний стиль рисования. В сравнении с Обнаженной Махой, эта картина может показаться более реалистичной, так как платье придает персонажу больше индивидуальности.

Одетая Маха также более яркая и теплая по тону. Благодаря румянам ее лицо намного мягче, что еще больше подтверждает суровую мощь ее ранней более смелой копии. Эта необычная работа стала умной «обложкой» для обнаженной картины, в свое время возмутившей испанское общество. Скорее всего, она была написана, чтобы подчеркнуть эротическую природу обнаженной женщины.

разносчица воды Маха одетая продавщицы посуды

«Третье мая 1808 года в Мадриде» (1814)

Работа является самым непримиримым и пропагандистским актом автора и является символом всеобъемлющего патриотизма народа Испании. Центральной фигурой полотна является мученик. Он принимает позу Христа, показывая мученические стигматы на ладонях. Испанцы в работе изображены человечными, яркими и индивидуальными, в то время как французы бесчеловечны, безлики и однообразны. Образ, созданный живописцем, по сей день остается одним из самых знаковых представлений о милитаристском насилии в изобразительном искусстве.

«Сатурн, пожирающий своего сына» (1821-23)

Известные в народе задумчивые «черные» серии были нарисованы художником непосредственно на стенах Кинты. Позднее работы были перенесены на холст и переданы в мадридский музей Prado.

расстрел повстанцев два монаха Сатурн, пожирающий своих детей заклинание

Сатурн – это иллюстрация легенды о римском боге. Боясь свержения со стороны своих детей, он съедает их. Взяв миф за начальную точку размышления, очевидно, что работа рассказывает про Божий гнев, конфликт между старостью и молодостью. Затронута также категория Времени, пожирающего все живое. Распахнутые глаза божества наводят на мысль о безумии и паранойе.

История создания картин

С 1775 по 1792 г. Гойя рисовал карикатуры для королевской фабрики гобеленов в столице Испании. Это был наиважнейший период в его творческом становлении. Будучи дизайнером, автор создал свои первые жанровые картины, изображая сцены из повседневной жизни. Этот опыт помог ему стать развить в себе наблюдательность. Он также находился под влиянием неоклассицизма, который в те времена становился все более популярным, вытесняя рококо. Наконец, изучение работ Веласкеса привело к его более свободной, спонтанной технике рисования.

автопортрет художника молодая женщина с письмом на качелях

Гойя добился всенародного успеха и зарекомендовал себя как художник-портретист в среде испанской аристократии. В 1799 году автор публикует «Капричос» – серию гравюр, высмеивающих человеческую глупость и слабость. Его портреты оказались крайне проницательными, и раскрывали сюжеты такими, какими их видел Гойя. В своих религиозных фресках автор использовал широкий, свободный стиль и реализм, беспрецедентный для тогдашнего искусства.

17 марта 1808 г. мятеж в Аранхуэсе положил конец правлению Карлоса IV и Марии Луизы, королевских покровителей Гойи, Фердинанд стал королем. Неясно, каковы были политические пристрастия Гойи, но большую часть оккупации он провел, изображая происходящие зверства. Его печатная серия «Бедствия войны» включала, пожалуй, самые пронзительные и неподдельные страдания, которые когда-либо видела Европа.

мертвая птица бродячие комедианты Венера и Адонис девушки и соломенное чучело

В 1816 г. Франциско Гойя опубликовал свои гравюры о корриде под названием «Тавромакия». С 1819 по 1824 г. он жил в уединении в доме за пределами Мадрида. Свободный от судебных ограничений, он склонялся к все более личному стилю. В своих работах автор выразил свои самые мрачные видения.

В 1824 г., после провала попытки восстановить либеральное правительство, Гойя добровольно отправился в изгнание во Францию. Он поселился в Бордо, продолжая работать там до своей смерти 16 апреля 1828 г.

Где находятся сейчас

Сегодня многие из лучших картин Гойи находятся в мадридском художественном музее Прадо. Большая часть медных пластин хранятся во дворце Гойенече Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, расположенном в Мадриде.

поединок на дубинах неравный брак врач точильщик

Читайте также:

1. Как нарисовать блики: советы и лайфхаки для начинающих художников
2. Первый день весны. Весна на картинах художников
3. Желтый цвет в картинах Ван Гога
4. Карл Генрих Блох. Прикосновение к небесам...

 

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

портрет женский две женщины и мужчина читающие мужчины лето