Живопись маслом: несколько шагов на пути к вечному искусству

Масляная живопись — это классика. Какой художник хотя бы раз в жизни не брал в руки кисть и не обмакнул бы ее в масляную краску?

С XV века благодаря Яну ван Эйку полотна мастеров стали украшать портреты, натюрморты и сцены баталий, выполненные в данной технике. Рисование маслом превратилось в базовый навык, которым должен обладать каждый творец, связанный с изобразительным искусством. В любой художественной школе уроки по масляной живописи являются неотъемлемой частью обучения.

Мальчик в голубом. Томас Гейнсборо Портрет молодого человека. Рафаэль Санти

Техника рисования маслом

Долгое время над художниками господствовало письмо с помощью техники яичной темперы. Творческий процесс был достаточно трудоемким, краска быстро сохла, не давала возможности долго работать над изображением. Кроме того, за счет своих компонентов приходила в негодность в короткие сроки.

Но с момента, когда связующим компонентом красок стали растительные масла, жизнь творцов преобразилась. Новая техника рисования маслом быстро приобрела любовь художников. Яркие цвета вдохновляли, написанные картины теперь могли храниться не один десяток лет. Кто не видел чудесных масляных полотен Эрмитажа, Лувра и других музеев мира, написанных более трёхсот лет назад?

Из чего же состоят современные масляные краски? Компонентов не так много:

  • сухое красящее вещество (пигмент);
  • растительные масла (льняное, грецкого ореха или маковое).
Автопортрет Альбрехта Дюрера Портрет четы Арнольфини. Ян ван Эйк

Обучение масляной живописи

Обучение рисованию маслом занимает значительное место в воспитании художника. Прежде чем он возьмет в руки кисть, учитель заставит его выучить основы. Как выбрать краску? А кисти? Холст?

Рисование маслом начинающего художника складывается из учения о колорите, композиции, перспективе. Каждый жанр, будь то портрет, пейзаж или натюрморт, требует особого подхода, при использовании масляной техники.

Изабель Франкс. Томас Гейнсборо Портрет Саскии. Рембрандт

Но с чего же начать рисование маслом новичку? Кажется, что самым простым жанром является натюрморт. Использование простых по форме предметов, замерших и неподвижных, позволяет работать над картиной необходимое количество времени. Этот жанр отлично подходит для усиленных упражнений в живописи. Можно отточить свои качества наблюдателя, научиться составлять композицию, играть с цветом.

Рисование маслом на холсте начинающего художник может напугать. Но, поверьте, стоит Вам хотя бы раз использовать этот материал, Вы полюбите его всей душой. Поэтому, дерзайте и ничего не бойтесь!

У источника. Адольф Вильям Бугро Порыв ветра. Джон Сингер Сарджент

Поэтапное рисование натюрморта

Прежде чем начать творить, убедитесь, что у Вас есть все необходимое:

  • холст;
  • бумага, карандаш или уголь;
  • краски;
  • кисти;
  • растворитель;
  • палитра;
  • хлопковая ткань.

Рисование маслом должно быть поэтапным, особенно в начале творческого пути. Первый этап написания натюрморта – построение композиции. Необходимо найти место и предметы для натуры. Поработать с ними, расставить все живописно, игриво, интересно. Сначала может получиться кособоко, но этот навык тоже придет со временем. Если же с натуры рисовать пока сложно, всегда можно поискать фотографии или изображения натюрмортов в сети.

Натюрморт. Константин Маковский Букет хризантем. Пьер Огюст Ренуар

Второй этап – наброски. Когда полученная расстановка предметов удовлетворяет, не стоит сразу же кидаться к холсту. Нужно найти удобную позицию и сделать несколько набросков на бумаге. Возможно, и в цвете. Это поможет учесть ошибки и оценить, насколько хорошо подобранное сочетание цветов смотрится на картине.

Третий этап – зарисовка на холсте. После того, как работа с композицией завершена, а рука натренирована на расставленные предметы, можно переносить изображение на холст.

Лесная заводь. Иван Шишкин Рыбаки в Охотино. Константин Коровин

Четвертым этапом станет создание подмалевка. Можно обойтись и без него, нанося сразу полноцветную краску на ткань, но все же начинающему художнику этот шаг пропускать не стоит. Подмалевок – это как раскидка цветовой гаммы, набросок на холсте, который преобразуется после в полноценную картину.

Пятый этап – завершающий, но самый длительный. Теперь, внимательно рассматривая натуру, на холст переносятся свет и тени, изображению придается объем. Особенностью масляных красок является возможность при необходимости перекрывать цвета. Картина сохнет долго, поэтому к ней можно вернуться на следующий день, новым взглядом оценив прежнюю композицию.

Красные крыши. Камиль Писсарро Гранаты. Джон Сингер Сарджент