Как нарисовать портрет карандашом

Бывало ли у вас такое: вы изображаете глаза, губы, нос, корректируете, повторяете попытку, снова стираете – и так бесконечно, а результат не устраивает? Именно так многие пробуют рисовать портрет карандашом. И, казалось бы, вы изучили строение всех частей лица, пропорции, анатомические особенности, но творение выглядит неказисто. В чём причина подобных неудач?

Дело в том, что лучше всего двигаться от общего к частному, от простого к сложному. Представьте, как появляется человек из тумана. Возникают смутные очертания… Дымка рассеивается – и всё больше проступают детали. Так и на бумаге. Будем учиться вместе: создадим поэтапно портрет карандашом.

1. Набросок
2. Детали
3. Глаза
4. Нос
5. Губы
6. Светотень

Портрет карандашом преподавателя Фищук Екатерины Борисовны Портрет карандашом преподавателя Чекуровой Анны Александровны

Портрет человека карандашом: делаем набросок

Начало очень простое. Намечаем овал лица, а затем место расположения глазниц, носа, губ. Чтобы было легче, используем особым образом проведённые линии. Одна из них – вертикальная, проходит посередине овала. Две другие – горизонтальные, ближе к центру лица. Верхняя указывает на будущее расположение бровей, нижняя – на кончик носа. В итоге получаем некое подобие креста. Мы изобразим портрет карандашом для начинающих анфас. Профессионалы чаще рисуют людей вполоборота или в профиль, но именно симметричный вид спереди позволяет в начале творческого пути научиться отмечать расстояния.

Портрет карандашом преподавателя Марии Баландиной Портрет карандашом преподавателя Юлии Селезневой

Рисование деталей в портрете карандашом

Подумайте, кого вам хотелось бы изобразить? Хорошо, если в воплощении замысла поможет модель, но можно создать рисунок и по фотографии. На первом этапе легче вообще не отталкиваться от образца, а запечатлеть вымышленного героя. Когда будете готовы работать с реальным человеком, сосредоточьтесь на достижении сходства.

И речь не только о физических параметрах! Да, очень важно, какой формы глаза, губы тонкие или пухлые, уши прижатые или оттопыренные… Но не менее принципиально добиться психологического сходства. Все индивидуальные черты – от эмоций до характера и привычек, которые вы поместите в центр внимания, подарят произведению живость и реалистичность.

Портрет карандашом преподавателя Екатерины Фищук 02 Рисунок преподавателя Баландиной Марии Рудольфовны 04

Эти глаза напротив…

Глаза – самый выразительный элемент лица. «Найти» их нетрудно. Разделим ширину головы на пять частей: второй и четвёртой и будут глазные впадины. Насечками отметим их ширину и высоту. Следите за расстоянием между глазами! Обозначаем радужку и зрачки. Белки не оставляем незакрашенными, а тенями добавляем объёма. Помечаем веки. Если вы рисуете портрет девушки карандашом, изобразите более густые и длинные ресницы, чем у мужчины. Глаза пожилых людей обрамите морщинками.

Портрет карандашом преподавателя Анны Чекуровой 02 Портрет карандашом преподавателя Юлии Селезневой 02

Сложный этап: изображаем нос

Это довольно непростой для новичка процесс, ведь нос – наиболее выделяющаяся часть лица. Но просто поймите принцип, и вам будут подвластны носы и носики любой формы и размера! Обозначим от внутренних уголков глаз пару параллельных линий. Наметим расположение крыльев носа. Не забыли про светотень? Больше всего затемняется область у ноздрей. Спинку и кончик носа высветляем.

Портрет натурщицы карандашом. Татьяна Вещемова Портрет карандашом преподавателя Фищук Екатерины Борисовны 03

Губы: продолжаем рисовать портрет карандашом

Как обычно, начинаем с правильного расположения. Стандарт для рта – линия № 5, если высоту головы разделить на 8 частей. Представьте, что губы расположены на цилиндре: так будет проще. Обратите внимание, что верхняя губа обычно тоньше нижней и больше выступает. А как быть с шириной рта? Просто измерьте расстояние между центром зрачков или прикиньте, сколько место занимает полтора глаза. Не забудьте добавить желобок между носом и ртом, а также складочку над подбородком.

Портрет карандашом преподавателя Алены Пановой Портрет карандашом преподавателя Марии Баландиной 04

Такая важная светотень

Сейчас вы думаете, что наложить в нужных местах тени и добавить подходящих бликов очень сложно, правда? Но мы научим вас нескольким хитростям. Представьте голову как совокупность поверхностей – более выступающих и ровных. Так легче различить, какие участки сделать тёмными. Обведите их, получив объёмное изображение. Заметьте, что тени образуют сложный рисунок и неоднородны по глубине.

Создавая светотень, меняйте нажим на карандаш и насыщенность штрихов. Получился слишком интенсивный цвет? Не стирайте, а просто растушуйте, результат получится ещё выигрышнее! Это удобно делать подушечками пальцев или кусочком бумаги. Добавьте бликов на зрачки, кончик носа, губы. Именно светотень помогает работе ожить!

Портрет карандашом преподавателя Веры Хлоповской Рисунок Екатерины Шоноховой, 1 ступень

Всё оказалось достаточно просто, верно? Возьмите в руки лист бумаги, создайте с помощью этого урока красивый рисунок! Возможно, ваше творение будет изображено простым карандашом, а быть может, вы захотите добавить яркости и нарисуете портрет цветными карандашами? Дерзайте! У вас обязательно получится!

Портрет карандашом Александра Кириллова Портрет карандашом Натальи Тюниной, 2 ступень
Курс Академический рисунок и живопись для взрослых