Масленица в картинах русских художников

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей, давал близкие планы крестьян.  В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.




Ф. Сычков. Праздничный день Праздничная забава. Картина художника Ф. Сычкова

Живописные творения русских мастеров XIX–XXI вв. дают нам возможность представить, как проходили народные гуляния в каждый из дней масленичной недели. Например, Ф. В. Сычков в картине «Праздничная забава» (1911 г.); А. С. Степанов в «Катании на масленицу» (1910 г.) – представляют нам веселье в конце недели – на «разгуляй», первый и самый веселый день широкой масленицы, начинающейся в четверг и завершающейся в воскресенье.

Гравюра конца XIX века К. Крыжановского (по рисунку Н. И. Соколова) «Прощеный день в крестьянской семье» - воспроизводит эпизод из заключительного дня масленичной недели. На смену торжеству приходит тихая семейная картина, на которой все члены семьи в рамках обряда просят прощения друг у друга.

Катание на масленицу. Художник А. Степанов

Некоторые авторы в центр внимания помещали гостей гуляния: Ф. В. Сычков не раз на картинах, связанных с масленицей, давал близкие планы крестьян.  В произведении «Праздничный день» (1941 г.) он изображает юных девушек, ряженых для праздника и радостных. На полотне под названием «Пляска» (1911 г.) запечатлен беззаботный танец мужчины и женщины, на которых смотрят любопытные прохожие. Картина наполнена людьми так густо, что пейзаж практически полностью отсутствует.



К. Крыжановский. Прощеный день в крестьянской семье

Другие живописцы воспроизводили в своих картинах все полотно празднества: К.Е. Маковский «Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869 г.), А.М. Знак «Проводы зимы в старом Красноярске» (1996 г.), несмотря на большую временную дистанцию, сходным образом вписывают масленичную ярмарку и ее посетителей в городские стены. Хотя пространство у Адмиралтейства более наполнено людьми и зданиями, а у Знака заснеженная природа будто укрывает горожан со всех сторон.



Проводы зимы в старом Красноярске. Художник А. М. Знак

Прощание с зимой на масленицу у Кустодиева

Среди этих авторов стоит отметить Бориса Михайловича Кустодиева (1878 – 1927 гг.). - одного из талантливейших художников начала XX века, не раз изображавшего масленичные гуляния на своих полотнах. Впервые обратившись к данной теме в 1916 году с серией картин «Масленица» накануне революций и в разгар Первой мировой войны, творец отражает беззаботную радость простых людей, прощающихся с холодами в еще полновесных зимних пейзажах.

В «Масленице» (1916 г.), которая сейчас выставлена в Русском музее в Санкт-Петербурге, пространство очень объемно. Картина будто наполнена зимним холодным воздухом, который сливается с закатным небом. Оно окрашено розовато-золотым предвечерним светом, разливающимся на лежащие под ним декорации праздника. Виднеются заслоненные снегом разноцветные фасады домов и церквей, уходящих вдаль.

Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. К. Маковский

Масленица становится основным сюжетом и в более поздних одноименных картинах 1919 и 1920 гг. Каждая из них выхватывает новую частичку праздника, чтобы представить ее публике. На картине 1919 год навстречу нам, входя в тень, по улице городка мимо театра и карусели несется лихая тройка и видны несколько других упряжек позади. В 1920 г. на передний план выносятся дети, катающиеся на санях вниз по скату, а золотая тройка под ярким солнцем несется позади, мимо все тех же аттракциона и балаганного театра.

Его живописные произведения возвращают зрителей к традиционной русской жизни. Как на картинке рисуются счастливые катания на санях, ярмарочное веселье на морозном воздухе подходящей к концу зимы, такой же, как и любая другая, в противовес всем изменениям, которые происходили в стране и в жизни самого Б.М. Кустодиева  в период написания полотен.

Масленица 1916 г. Художник Б. Кустодиев

Даже портрет известного исполнителя Ф. И. Шаляпина на картине «Портрет Шаляпина» (1921 г.) художник выполняет на фоне сочно исполненных масленичных гуляний под кронами заснеженных деревьев, развернувшихся прямо за спиной артиста. Преобладающими в пейзаже оказываются золотые оттенки ярмарочных домиков, горок и павильонов, вступающие во взаимодействие с искрящимся светом снегом, покрывающим все вокруг.

Люди же на улице расширяют цветовую палитру картины своими разноцветными одеяниями, добавляя тона синего, сиреневого, красного и их смешения. Постоянное возвращение к теме масленицы говорит о большой привязанности и любви живописца к этому празднику, к той излучаемой торжеством радости, которая просвечивается через все его творения. 

Портрет Шаляпина. Художник Б. Кустодиев Масленица 1919 г. Картина Б. Кустодиева