Рисование сангиной: история красного мелка

Сангина. Такое звучное и романтичное слово переводится, как… кровь. Но ничего мистического и зловещего в этом нет. Сангина — это красный мел, который, как уголь, сепия, соус относится к разряду мягких художественных материалов.

Со времен палеолита до Возрождения

Этот простой мелок признан старейшим инструментом рисования. Поводом так считать служат пещерные красные рисунки животных, которые относят к эпохе палеолита. Сангину использовали древние греки для намёток композиций на вазах.

Как самостоятельный инструмент рисования сангина, как и уголь, итальянский карандаш, утвердилась много позже — в конце 15 века. Широкое распространение в художественном искусстве красный мелок получил в 16-18 веках.

Автопортрет Леонардо да Винчи Стрелки из лука перед гермой. Микеланджело Портрет сидящего мужчины. Микеланджело Портрет сына. Питер Пауль Рубенс

Первым сангину начал применять великий Леонардо да Винчи. Красным мелом пользовались в своих работах Андреа дель Сарто, Корреджо, Микеланджело, Рубенс, Рафаэль и другие мастера эпохи Возрождения.

Художники Ренессанса красным мелом создавали предварительные рисунки, эскизы. Наиболее точно тёплый, мягкий цвет сангины передаёт структуру обнаженного человеческого тела. Поэтому художники того времени использовали этот графический материал для набросков анатомических особенностей телосложения натурщиков.

Пейзаж. Жан Антуан Ватто Картина Аллея в парке. Жан Антуан Ватто Картина сангиной Рафаэля Голова старого мужчины. Антуан Ватто

Сангина в русском изобразительном искусстве

Большое распространение этот художественный материал получил в русском рисунке 20-го века. Тогда мелок широко применялся для эскизов портретов и фигурных композиций. Интересно, что в это время даже сложился тип портрета, на котором тщательно отрабатывались кисти рук и голова модели, а остальные детали фигуры и фон передавался штрихами.

В своём творчестве сангину для рисования использовали такие известные живописцы, как В. Серов, К. Брюллов, А. Иванов, О. Кипренский и другие.
Сангина до сих пор остаётся популярным графическим материалом. Ей делают наброски и создают законченные произведения искусства.

Этюд сангиной Бракосочетание Александра и Роксаны. Рафаэль Спящий фавн. П. Рубенс Пейзаж. Жан-Оноре Фрагонар Зарисовка сангиной Уильяма Рассела Флинта

Сколько форм и оттенков красного?

Sanguine традиционно характеризуют, как кроваво-красный. Её цветовая гамма — от светлых терракотовых до глубоких почти коричневых оттенков. Это расширяет горизонты монохромности рисования.

В продаже есть мелки разных видов: круглые палочки, остро заточенные стержни или же карандаши в деревянной оправе. Наборы бывают одноцветные или с несколькими оттенками.

Картина сангиной. Аннибале Карраччи Зарисовка красным мелом. Жан-Батист Грез Рисунок сангиной Франческо Сальвиати Рисунок сангиной. Аарон Вестерберг

Что нужно для рисования сангиной?

Всего два материала: красный мел и бумага. По умолчанию: планшет для рисования, кнопки для крепежа бумаги, клячка (художественный ластик), твёрдый карандаш и фиксатив.

  • Сангина. Во многом выбор оттенка зависит от поставленных задач, от выбранной вами натуры. Например, фактуру тела лучше передают красноватые оттенки, а для пейзажей подойдут более тёмные коричневые тона.
  • Бумага. Лучшая поверхность для работы — шероховатая плотная основа. Можно использовать светлую или тонированную бумагу для пастели. Также подойдет мелкозернистая крафт-бумага.
  • Фиксатив. Это средство для закрепления рисунка. Его применяют, чтобы сохранить своё творение надолго. Некоторые художники пользуются в качестве фиксатива обыкновенным лаком для волос без ароматизаторов и блесток. Но нужно помнить: любой закрепитель может повлиять на конечный цвет — обычно он становится более тёмным.
Портрет Д. В. Философова. Валентин Серов Рисунок сангиной Giovanni Francesco Barbieri Портрет сангиной. Аарон Вестерберг Портрет мальчика. Пьер Александр Wille

Как рисовать?

В основе техники рисования сангиной лежит сочетание тонких линий и широких мазков, штриховки и пятен. Предварительно на бумагу наносится контур будущего объекта. Его можно сделать сразу мелками. Если вы не уверены в своих силах, то контур можно сначала поверхностно нанести простым твёрдым карандашом.

Насыщенность тона регулировать нужно силой нажима. Также некоторые художники применяют в этих целях смачивание мелка. Придать прозрачность и глубину цвета можно также при помощи растушевки. Для этого линии просто растирают пальцем или ватной палочкой.

Вы уже выбрали, что нарисуете: безмятежную красоту деревенских пейзажей или старые городские улочки? Может быть хотите передать прелесть летнего натюрморта? Или сохранить на память изображение любимого? Всё это может «красный» мелок с большой историей!

Камчатка. Пейзаж. Владимир Позигун Маяк Посьет. Художник Владимир Позигун Этюд осёдланной лошади. Питер Пауль Рубенс Молодые художники в студии. Картина Hubert Robert