Фотореализм в действии – красота в деталях

Что для вас ценно в картине? Ее стиль? То, что на ней изображено? Или же то, как точно художник смог передать окружающее его пространство?

Сложный вопрос, ответите Вы, ведь каждый жанр по-своему хорош, и это действительно так. Но согласитесь, что ничто так не завораживает, как изображение, вплоть до мельчайшей точки повторяющее реальность. Особенно, если это изображение сделано руками человека, и особенно, если оно невероятного масштаба.

В 60-х годах прошлого века к такому же выводу пришла группа американских художников. Став продолжателями жанра поп-арт, они создали новое направление в искусстве. Его цель – сделать изображение максимально реалистичным. Средства – фотокамера для сбора информации, терпение и талант художника.

Фотореализм в картине художника Джейсона де Граафа Гиперреалистичная картина Джейсона де Граафа Гиперреалистичная картина Джейсона де Граафа 02 Гиперреалистичный натюрморт Джейсона де Граафа

История возникновения фотореализма в живописи

На дворе - 1968-й, Луи Мейзель изобретает термин для нового направления в искусстве, и уже через два года этот термин применяется в каталоге Музея Уитни для выставки «Двадцать два реалиста».

Если кратко вспомнить историю изобразительного искусства, то можно заметить, как традиционные портреты и пейзажи к XX веку сменяются невнятной абстракцией, теряются в причудливых футуристических идеях. В антагонистическую борьбу с ними вступил фотореализм.

Гиперреалистичная картина Стива Миллса Гиперреалистичная картина Стива Миллса 04 Гиперреалистичная картина Стива Миллса Гиперреалистичная картина Стива Миллса 03

В отличие от поп-арта, который пытался высмеивать коммерческие изображения, картины фотореалистов стремились вернуть любовь зрителя к написанному образу, а не к его фотографии. И хотя на первых порах фотореализм в живописи был встречен критикой, а художников обвиняли в использовании сеток, копировальных бумаг и других механических средств, помогающих переносить фотографию на холст, стиль быстро приобрел любовь ценителей искусства.

На сегодняшний день фотореализм разросся до нескольких отдельных техник, объединенных одной идей. Нередко, они используются как синонимы, но все же отличаются друг от друга. Среди них:

  • гиперреализм;
  • суперреализм;
  • веризм.
Картина корейского художника Ён-Сун Ким Фотореализм Лучано Вентроне Фотореализм Лучано Вентроне 02 Гиперреалистические картины корейского художника Young-Sung Kim 02

О чем пишут свои картины художники фотореализма

Первыми, кто начал работать в фотореализме, стали американцы. Наибольшую популярность среди них получили Ричард Эстес и Ральф Гоингс. Независимо друг от друга, они вели однонаправленное развитие в данном стиле, используя традиционные жанры портрета, натюрморта и пейзажа (как правило, городского).

Излюбленными темами картин стали магазинные витрины, машины, станции метро, многоэтажки, улочки с прохожими – то есть все то, где было много стекла, пластика, полировки. Игра света и тени, блики на поверхностях особенно позволяли оживить изображение.

Фотореалистичная картина Ричарда Эстеса Фотореалистичная картина Ричарда Эстеса 02 Фотореалистичная картина Ричарда Эстеса 04 Фотореалистичная картина Ричарда Эстеса 03

Значительно фотореализм проявил себя и в портрете. Мимические морщинки, искры в глазах, эмоции, легкая улыбка или слезы, капли пота, ресницы, макияж – акценты на таких деталях заставляют картину будто бы дышать, жить.

К 2000-м годам стиль не потерял своей актуальности, хотя многие художники вышли из него, продолжив развиваться в других направлениях. К нынешнему времени в доблестных рядах фотореализма трудятся не только американцы, но и европейцы.

Городской пейзаж художника-реалиста Р. Эстеса Картина мастера гиперреализма Дона Эдди Фотореалистичные картины Роберта Коттингема Фотореалистичная картина Ральфа Гоинса

Как это у них получается?

…Главный вопрос, когда смотришь на картины фотореалистов. Это результат кропотливой работы или все-таки без помощи техники не обошлось? Давайте попробуем разобраться.

Сам жанр фотореализма немыслим без фотографии. Движение, изменение предмета должно быть заморожено во времени, чтобы художник смог передать его в крайней степени точности.

Итальянский художник из Милана Марко Грасси Картина художника-гиперреалиста Мэтта Стори Итальянский художник-реалист Marco Grassi Гиперреалистичный женский портрет израильского художника Yigal Ozeri

Собрав всю необходимую информацию посредством фотоаппарата, живописец тщательно изучает каждую деталь фото, разрабатывает ее с помощью фотографических слайдов, и постепенно переносит слайды на холст с помощью проекции или сетки.

В результате – сверхточная копия фотографии, но, зачастую, увеличенная в размерах. Отсюда вытекает жесткость и безошибочность изображение, необходимость внимания к деталям. Техническое мастерство и талант художника при этом обязательны.

Гиперреализм в картинах Эмануэля Дасканио Картина Эмануэля Дасканио Фотореализм Эмануэля Дасканио Картина художника-гиперреалиста Эмануэля Дасканио

Зачем нужны портреты, если есть селфи

Но для чего вообще создавать такие картины, если есть фото? Как сказал один из фотореалистов – это притягивает. Рассматривая в галереи фотографии, мало кто останавливается, чтобы внимательнее их разглядеть. Чтобы удивить кого-то фотоизображением нужно нечто большее.

Но если человек поймет, что изображение перед ним выполнено с помощью краски и кисти (или других художественных средств), его внимание заострится. Восторг и удивление будут читаться в его глазах. К такой картине хочется подойти, дотронуться, найти тот мазок, ту деталь, которая докажет – да, это не фотография.

Фотореалистичный натюрморт Эмануэля Дасканио Фотореалистичный натюрморт Эмануэля Дасканио 02 Фотореалистичный натюрморт Эмануэля Дасканио 03 Фотореалистичный натюрморт Эмануэля Дасканио 04