Геометрия в живописи

Можно подумать, что математические расчеты не имеют значения для художественного искусства. Но это не так. Отражение окружающего нас мира, чем в большей или меньшей мере и является изобразительное искусство, связано с воспроизведением геометрических фигур и их пропорций.

Иногда эти пропорции умышленно нарушаются, создаются оптические иллюзии. Мастером в этой области можно назвать Маурица Эшера. Голландский художник середины XX века, в пространстве рисунков которого все возможно. Одна форма перетекает в другую, перспектива не сходится в одной точке, у предметов нет ни начала, ни конца. Это несоответствие законам природы и логики завораживает зрителей, которые пытаются найти разгадку графических картин художника.

«День и ночь» Рептилии

Мир авангарда

По-новому представляя искусство, используя его возможности так, как не делали до них, живописцы авангардного направления (фр. аvant-garde – идущий впереди) пробовали разложить предметный мир на составляющие его элементы. Они представляли чувство через образные и цветовые ассоциации. Из этого получалось, что геометрические фигуры в картинах живописцев часто выражали собой как форму, так и содержание.



«Синий всадник» (1903 г.), Василий Кандинский «Осень в Баварии» (1908 г.), Василий Кандинский

Примером может быть творчество Василия Васильевича Кандинского. Русский живописец, представитель авангарда первой половины XX века, делает абстракцию самоцелью своих картин. Теоретически идеи Кандинского обосновываются созданием рядом с «реальным миром» мира абстракций, внешне будто ничего общего не имеющего с действительностью. Это новая система, подчиняющаяся своим собственным закономерностям.



«Поперечная линия» (1923 г.), Василий Кандинский «Композиция VIII» (1923 г.), Василий Кандинский

В живописи его важную роль играет чувство, картины художника очень музыкальны, хотя и не имеют звуков. Основой его картин оказывается эмоциональный всплеск, фигуры подвластны этому движению, они следуют за эмоцией. Кандинский писал, что круг, который так часто становится центральным образом его живописи 20-х гг. может быть назван «романтическим». Эта романтика глубока и противоречива, как огонь, пылающий во льду.



«Круги в круге» (1923), Василий Кандинский «Вверх» (1929), Василий Кандинский

Геометрия создателя «Черного квадрата»

Супрематизм («превосходство») – авангардное направление, изобретение которого принадлежит Казимиру Малевичу. Его образование относят ко времени создания «Черного квадрата» (1915 г.). Художник представлял, что в своем творчестве он пришел к основе искусства и шагнул за него, шагнул в ту плоскость, где уже нет формы, нет ничего. Геометрическая форма в картинах автора этого периода дается сама по себе, без каких-либо контекстов и конкретных значений.

Квадраты Казимира Малевича (черный) Квадраты Казимира Малевича

«Белое на белом» 1918 г., где белая квадратная фигура изображается на белом холсте – уход в еще большую беспредметность. Малевич стремился в этих картинах свести на нет все предыдущее искусство. Десятилетие спустя стиль К. Малевича терпит изменения. Художник переходит к направлению, позднее названному «русский неосупрематизм». Здесь цвета и фигуры выражают определенные мысли, описывают конкретные события.

«Спортсмены» 1932 г. – картина совершенно симметрична. На переднем плане обезличенные фигуры спортсменов, выстроенные преимущественно из вертикальных линии, которые на заднем плане заменены на контрастирующие с ними горизонтальные. Цвета перекрещиваются между собой на обоих планах.

«Спортсмены», Казимир Малевич «Две мужские фигуры», Казимир Малевич

В центре картин, написанных в этот период, изображаются люди, максимально геометрически однородные. По большей части нельзя различить, мужчина или женщина представлены на полотне, если нет подсказок в названии («Женский торс», 1928–1932 гг.) или очевидных гендерных примет («Крестьяне», 1928–1932 гг.). Тела строятся из четких линий, зачастую видно, какие геометрические фигуры их составляют.



«Женщина с ведрами» (1912), Казимир Малевич «Женский торс» (1928-1929), Казимир Малевич

Сходна этой композиция картины «Крестьяне», только фигура второго крестьянина, идентичная первой, имеет меньшие размеры. Это, вероятно, означает упрощенную перспективу. Задний план наполнен цветом, в отличие от монохромных людей.





«Девушки в поле» (1928-1929), Казимир Малевич
Курс Академический рисунок и живопись для взрослых