Имприматура в живописи

У тех, кто начинает писать маслом, сразу на слуху такие слова, как «эскиз», «подмалёвок», «грунтовка». «Имприматура» тоже звучит сразу, но только в профессиональных кругах. Поэтому узнать, что же это такое и с чем её едят – жизненная необходимость для будущего художника.

Что такое имприматура

Как и многие другие слова художественного лексикона, «имприматура» пришла из итальянского. Если перевести на русский, получится «первый слой». Из перевода ясно, что это понятие связано с началом работы над картиной. С неё начинают свои творения многие художники. Чем имприматура отличается от подмалёвка и эскиза? Её главная цель создать цветовую гамму будущего произведения. Поэтому наш художественный приём больше нацелен на фоновое обеспечение. Писать масляными красками на белом фоне – это одно, а на цветном – это совсем другое.

читающий мальчик счастливый брак Весна принцесса Алиса

Использовать этот технический трюк стали итальянские живописцы ещё в XVI веке. Отсюда и итальянское название. Существует четыре основных вида имприматуры:

  1. Одноцветная простая. Это закрашивание холста одним несмешанным цветом или обычные малярная работа.
  2. Одноцветная сложная. Применение одного цвета, но разными техниками. Для тумана пользуются размывкой, для гор – многослойным наложением и так далее.
  3. Многоцветная простая. Смешивается несколько красок и этим колером покрывается холст.
  4. Многоцветная сложная. Сплошной импрессионизм: любые цвета в любом месте, никаких ограничений.

Какой вариант вы не выберете, помните главную причину использования этого приёма – помочь сохранить одну цветовую гамму для всей картины.

шут, играющий на лютне Ян Вермеер «Молодая женщина с кувшином для воды», 1662 стакан вина итальянская девушка у колодца

Как применять имприматуру в масляной живописи

Остановимся на конкретных случаях применения техники первого слоя на практике. Рисуя акварелью на альбомных листах, редко возникают трудности с передачей общего колорита натуры. Однако в масляной живописи, полотна порой достигают многометровых размеров и тогда сохранять нужную гамму очень сложно. Здесь без нашего приёма не обойтись.

Если заглянуть в учебники по цветоведению, то мы сможем многое узнать о цвете. Например, что есть холодные и тёплые цветовые гаммы, сочетаемые и не сочетаемые, контрастные и гармонирующие и много другой полезной информации. Всё это поможет лучше разбираться в окружающих нас красках.

сон рыцаря абидосская невеста спящий грек Лукреция

Для воплощения художественного замысла художники часто применяют цветовые решения. Посмотрите на любую шедевральную картину, прищурив глаза, вы непременно увидите единое цветовое пятно. Оно сразу направляет в нужное русло, по которому хотел отправил вас в плаванье автор произведения.

Единый цветовой фон реализует этот важный приём воздействия на зрителя. Хорошо продумав содержательную гамму, вы сможете задать нужный настрой для всей дальнейшей работы. При рисовании с натуры изучаемый приём помогает выдерживать общий колорит. Чтобы научиться определять нужную гамму, используйте всё тот же прищур глаз. Когда в глаз попадает меньше света, краски тускнеют и сливаются в единые пятна, которые легче различать и классифицировать. Например, если преобладают тёплые тона, то пятно будет ближе к жёлтому, а если холодные, то к синему.

женщина с зеркалом зонтик сбор винограда портрет Елены Нарышкиной

Хорошо подобрав цветовую палитру, подумайте о варианте реализации задуманного. Хватит вам одной краски или лучше смешать более сложный цвет для первого слоя. Часто этот слой накладывают уже поверх рисунка, так чтобы рисунок сохранился для дальнейшего письма. Существует много разных техник имприматуры. Вот основные из них:

  • Однослойная. Самая простая, когда краска накладывается одним слоем и оставляется до полного высыхания.
  • Многослойная. При этом варианте художник несколько раз накладывает слои краски после высыхания предыдущего слоя.
  • Абстрактная. Создание фона без определённого порядка в одной цветовой гамме.
  • Модельная. Цветовые пятна распределяются по объектам картины и могут быть, как отдельные имприматуры для этих деталей.
лягушатник пейзаж в Живерни дама в саду Сент-Адресс игроки в карты

Применение на практике этого художественного приёма вознаградит ваши старания при переходе от станковой к монументальной живописи. Учитесь мыслить масштабно, для этого возьмите на вооружение имприматуру и покоряйте художественный Олимп вместе с нами!

Читайте также:

1. Преданья старины глубокой Виктора Васнецова
2. Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное...
3. Ледовое побоище в картинах художников
4. Винсент Ван Гог: автопортреты художника

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

голубые танцовщицы рыбачка улица в Венеции прогулка по берегу моря