Наброски в рисовании

Творческий процесс не зря так называется – сразу же актуализируется процессуальность, то есть продолжительность творческой работы. Ходят легенды об идеях, приснившихся литераторам, художникам или даже химикам. Но от идеи до ее воплощения порой проходят годы, если не десятилетия (задуманный Л. Н. Толстым роман о декабристах постепенно превратился в «Войну и мир», последняя часть эпопеи вышла через почти десять лет после начала работы). Что же делает автор все это время? Он задает себе вопросы: как можно было бы реализовать задумку, какая форма, композиция, цветовая палитра могла бы выразить идею во всей глубине? И, пока верная формула не нашлась, архитектор, декоратор, танцор и режиссер делают пробы или наброски. К счастью, многие наброски сохраняются, по ним можно следить за мыслью автора, за его ошибками или открытиями. Таким образом, наброски в рисовании и других видах искусства – важный подготовительный этап творческой деятельности.

Лев Толстой на пашне бурлаки на Волге арест пропагандиста И. И. Шишкин на заседании совета Академии художеств

Набросок, подмалевок или этюд?

Есть несколько схожих терминов, обозначающих разные этапы работы художника, в первую очередь нужно обозначить их границы.

  • Между «эскизом» и «наброском» нет значимой смысловой разницы: это синонимы, пришедшие из разных языков. Эскиз – французское заимствование, появление которого в русском совсем не удивительно: культура послепетровской России находилась под сильным влиянием французской. Набросок же – отечественный аналог галлицизма. Оба они обозначают предварительный рисунок с разметкой основных элементов картины.
  • Близким по значению термином является «этюд» в живописи – это также подготовительный рисунок, но выполняемый, как правило, для масштабных картин.
Христос и Никодим бухта наброски приморской местности Венеция
  • Термин «подмалевок» имеет другое значение. Живописная картина создается в несколько слоев. Верхний, видимый, красочный скрывает нижний слой, который называется подмалевком. Обычно он исполняется углем или карандашом. К подмалевку может относиться и подготовительная цветовая разметка красками, задающими общий тон всей работе. Важно здесь, что подмалевок – часть финальной версии картины, хотя и скрытая от глаз.

Наброски истории

Набросок неоднозначен по своей природе: он часть общего проекта, но часть в некоторой степени самостоятельная. Эскизы можно изучать как часть творческой истории картины, как ее движение к воплощению. Например, финальный вариант картины И.Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» (1903) представлен в компании множества этюдов, а всему ансамблю отведен отдельный зал в Русском музее. Наброски дополняют финальный вариант, добавляют значимости и позволяют ближе изучить членов совета, чьи образы сливаются воедино на масштабном полотне.

наброски мужских голов набросок мужчины лист набросков набросок мужчины по пояс

Несмотря на то, что это только промежуточный этап работы, среди эскизов можно найти настоящие жемчужины, порой не попадающие в окончательную картину. Возможно это, например, из-за (само)цензурных ограничений автора, вынужденного в итоге отказываться от удачных находок ради собственного спокойствия. С другой стороны, набросок может оказаться единственным свидетельством задумки или существования картины. Это возможно в случае, когда автор не успел завершить начатое (или передумал его завершать), или из-за утраты произведения искусства (например, за время Второй мировой войны сотни тысяч культурных объектов были потеряны или уничтожены).

Интересны в этом плане эскизы, созданные для театральных постановок. Декорации сцены, наряды героев и их повадки – все прорабатывается в набросках. Нам в наследство остались многочисленные примеры таких работ, выполненных Ю. П. Анненковым, В. М. Ходасевич, М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой для экспериментальных театров начала ХХ века. Эскизы сохранились, а спектаклей никто из нас уже не увидит и неизвестно, были ли все задумки воплощены.

эскиз декорации комедианты скачущие лошади эскиз костюма Весна-красна

Зачем нужна практика?

Итак, в набросках обычно пробуются формы и фигуры, разрабатываются варианты композиции, распределяются цветовые акценты. Эти картинки создаются наскоро, с легкой руки – потому что нужно много пробовать, изучать объект. Набросок чаще всего наносится материалами для быстрой работы: карандашом или углем, тушью или акварелью. Карандашный набросок не равен рисунку – законченному произведению, в нем все уже стоит на своих местах. Эскизы с нанесением масла, акрила или акварели с детализацией тоже бывают, но делаются они дольше, на более поздних стадиях работы над картиной.

В любой художественной школе много учебных часов отдается практике набросков. Это нужно для знакомства со свойствами геометрических фигур, разных поверхностей, тел. Без пробы, наблюдения, изучения пропорций и анатомических особенностей человека нельзя узнать, как работает тело и, соответственно, невозможно его написать.

борзая мадонна Альба эскиз эскиз женской фигуры два апостола

Курс практического изучения человеческого тела предлагает поэтапное и всестороннее знакомство с натурой: от общих геометрических фигур до рисунка моделей (мужчин и женщин). Этот этап обучения предваряет переход к цельным композициям. Как и в ситуации написания большой картины – сначала надо попробовать свои силы, составить общее представление и только потом переходить к беловой работе, на которой талант развернется в полную силу.

Читайте также:

1. Имприматура в живописи
2. Фотографировать или рисовать?
3. Карл Генрих Блох. Прикосновение к небесам…
4. Стаффаж в живописи: как оживить скучную картину

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

завтрак на траве мать художника милые глаза портрет Ф. Шаляпина