Фотографировать или рисовать?

В середине 1930-х философ В. Беньямин в эссе-размышлении «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», посвященном новой эпохе в истории искусства, высказал следующую мысль: «На рубеже XIX и XX веков средства технической репродукции достигли уровня, находясь на котором они не только начали превращать в свой объект всю совокупность имеющихся произведений искусства и серьезнейшим образом изменять их воздействие на публику, но и заняли самостоятельное место среди видов художественной деятельности». Эссе это стало хрестоматийным в западной культуре, а понимание особенности искусства фотографии было четко сформулировано.

1. Возможности техники
2. Живопись наносит ответный удар

модель со слонами Дали Атомикус бой подушками

Возможности техники

Ранняя версия современной фотографии – дагеротип (изображение на серебряной пластинке проявлялось под воздействием света на химический раствор, нанесенный на нее предварительно) появилась более 150 лет назад, в 1830-е годы. Событие это было, безусловно, революционным, во многом повлиявшим на дальнейший ход истории всех искусств (на повествование в литературе, на танец; кино вовсе не появилось бы без фотографии). Но, конечно, самое глубокое влияние фотография оказала на живопись. На момент появления дагеротипов в живописи главенствовала академическая школа, эстетические принципы которой предполагали точное (с идеализацией) воспроизведение объектов внешнего мира. По этой причине впервые встал вопрос: фотографировать или рисовать? Есть ли будущее у рисунка, живописи в эпоху фотоаппарата, способного намного быстрее, проще скопировать действительность?

поцелуй Кеннеди Национальный парк Гранд-Титон, штат Вайоминг

Фотографию и рисунок сближало то, что они были визуальными, статическими видами искусства (то есть обращались к единовременному зрительному восприятию). Фотограф, как и художник, наносил на плоскость изображение, используя давно известные формальные приемы: композицию, соотношения цвета и тени, пространственные характеристики. Только с изобретением фотоаппарата между человеком и готовым образом становился механический аппарат, от его возможностей во многом зависел результат. Тем не менее по мере развития технологии роль человека возрастала: появлялись функции настройки и корректировки изображения в процессе съемки. Фотограф и аппарат получали возможность уловить мельчайшие движения, изменения настроения, недоступные человеческому глазу (или наоборот – воспроизвести процессуальность движения на долгой выдержке).

Мэрилин Монро Уинстон Черчилль со своим пуделем дети

Живопись наносит ответный удар

На техническую новинку художники ответили появлением новых, революционных направлений в живописи: импрессионизма, затем – экспрессионизма, примитивизма, футуризма, кубизма, сюрреализма и тд. Каждое из этих направлений выбирало новый, ранее не опробованный способ взаимодействия с видимым миром: через мимолетные зрительные впечатления, эмоции, упрощения до знаков или совмещение разных перспектив в одной картине. Интересно, что первоначальное противопоставление своего искусства фотографии впоследствии привело к обратному движению. Реакция на изменения в общественной жизни вылилась в отказ от уникальности, авторства, уже представители поп-арта открыто заигрывали с воспроизводимостью искусства (Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол). Таким образом, вряд ли можно говорить о предпочтительности фотографии или рисунка. 

Одри Хепберн на лавочке обеденный перерыв

Последний век фото и живопись как разные виды искусства находились в тесном взаимодействии, обогащали друг друга. Общие навыки построения композиции, цветоведения и т. д. основа деятельности как фотографа, так и художника. Имея базу, каждый свободен выбирать движение в более интересном направлении, при этом пробуя каждое из них, совмещая их или подражая техникам. Тем более что онлайн-курсы дают возможность расширять познания в любом интересном направлении.

Читайте также:

1. Камиль Писсарро: нищета и счастье основоположника импрессионизма
2. Атрибут в искусстве – история с «двойным дном»
3. Стаффаж в живописи: как оживить скучную картину

*Снимки взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

The Beatles на знаменитом переходе Одри Хепберн у плиты кошка с котенком Джон Леннон
Курс Академический рисунок и живопись для взрослых