Атрибут в искусстве – история с «двойным дном»

Символ, знак, опознавательная примета – это излюбленный язык творцов. Погружённые в туманные чертоги собственных переживаний или слишком откровенной правды, они часто «прячут» многозначность, остроту смысла в изобразительную атрибутику, которая является своеобразным тайным проводником, отличительным знаком.

Художественные образы символических предметов часто визуально просты, имеют своё собственное, обыденное предназначение. Но прежде всего атрибут в искусстве служит для раскрытия некоторого иного содержания, не столь явного для зрителя. Словно вы открываете расписной сундук, в котором спрятано ещё одно потаённое дно.

1. Когда появился атрибут в изобразительном искусстве?
2. Атрибуты на картинах мастеров

натюрморт с атрибутами музыки натюрморт с атрибутами рисования скульптуры атрибуты соколиной охоты натюрморт с атрибутами музыки

Когда появился атрибут в изобразительном искусстве?

Эта история началась очень давно. Обращаясь к искусству Древнего Мира, вспомним античную культуру Греции, Рима. Спокойные, величественные изваяния античных богов и героев преподносились с неизменными атрибутами – символами власти, могущества, нечеловеческой силы, мудрости. Неистовый бог моря Посейдон – с мощным трезубцем. Рассудительная Афина, как богиня справедливой войны – в высоком воинском шлеме, золотой эгиде с головой Медузы и щитом. Ловко заправляющий любовными делами – маленький, полнощёкий Амур – в своих детских ручках сжимает лук и стрелы.

ангелы с атрибутами атрибуты живописи натюрморт с музыкальными инструментами натюрморт с книгами

Загадочное и изящное искусство Древнего Египта испещрено сакральной атрибутикой власти, бессмертия, защитных графических символов. Это образное мышление египтян, в первую очередь, нашло применение в творческом пространстве: через художественные декоративно-прикладные изделия, живопись, скульптуру больших и малых форм, а также архитектуру.

Особенности иконописного мастерства разных школ, национальных традиций сводились в конечном счёте – к символическому содержанию. Атрибут в искусстве иконописи был понятен каждому. Недаром икону называли «книгой для неграмотных». Именно в символических предметах открывалась та неуловимая суть преподносимой истины.

бог Эрос статуя Афины египетская фреска

Атрибуты на картинах мастеров

В европейском средневековье атрибут в живописи являлся почти обязательным и необходимым элементом общения художника и зрителя. То, что нельзя было сказать в открытую – под страхом наказания, мастер виртуозно обёртывал в гротескный символ, фольклор, сатиру.

Питер Брейгель Старший – известный нидерландский живописец, любил поразмышлять на тему пороков общества, власти, религии. Он наделял своих персонажей разными качествами, высмеивал отчаянных глупцов, лентяев, проводя завуалированные ассоциации. В этом ему помогали символичные атрибуты. На первый взгляд обыденные и житейские. На полотне художника «Нидерландские пословицы» каждая маленькая сценка обыграна отличительным знаком, некой опознавательной приметой, призывая зрителя взглянуть и подумать. Быть может, кто-то увидит там себя?

нидерландские пословицы лентяи сад земных наслаждений сад наслаждений

Изумляет и шокирует символической атрибутикой мастер Северного Возрождения Иероним Босх. Среда, образы людей и существ на его картинах напоминают апокалипсические кошмарные сны. Художник обращался к атрибуту в живописи с такой откровенной фантазией, превращая его то в орудие пыток, то в мистический объект. Известный триптих Босха – «Сад земных наслаждений», как нельзя лучше раскрывает тему предметной символики. Пролистнем эпохи, заглянем к мастеру натюрморта и тихих семейных сцен – Жану-Батисту-Симеону Шардену.

Представьте, художник когда-то любовно и тщательно составлял в своей мастерской натюрморт «Атрибуты искусства» – гимн высокому творчеству, образованию, мысли. Полуобнажённый Меркурий явился центром композиции и олицетворением скульптуры. Этот деятельный бог объединил вокруг себя и другие виды изобразительного искусства. Палитра с кистями, ящики для красок символизировали живопись. Медный сосуд с чеканным рисунком рассказывал о декоративных ремеслах. Бумажные свитки и чертежи с готовальней – об архитектуре. Книги же – вечные спутники созидателя и творца.

натюрморт с атрибутами искусств атрибуты науки натюрморт натюрморт с горящей свечой купидон

Зинаида Серебрякова, русская художница, в начале XX века по-своему преподносит эту же тему. Её натюрморты с атрибутами искусства – красиво небрежны, как и всё свободное, мощное творчество мастера. Словно бы она не прилагает никаких усилий, чтобы составить композицию: бросить на стол коробочку с углём, свёрток бумаги, задумчиво опрокинув гипсовую голову Гермеса… Но в этой «случайной» мизансцене предметов мы видим больше, чем просто натюрморт. Это космос мыслей художницы, её отношений с искусством, где художественные символы играют яркие роли.

Читайте также:

1. Музыка в живописи
2. Имприматура в живописи
3. Стаффаж в живописи: как оживить скучную картину
4. Обманка в живописи – от античности до наших дней

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

натюрморт атрибуты искусства атрибуты искусства натюрморт 2 атрибуты художника атрибуты искусства натюрморт