Пленэр

Нет вдохновения? Отправляемся на пленэр!

Не многое может воодушевить художника лучше, чем живая и неживая природа нашей планеты! Величественные горы и необъятные степи, живописные сады и чарующие пустыни, спокойные речушки и бурные океаны – красота окружающего мира веками окрыляла творческих людей. Достаточно вспомнить шедевры таких живописцев, как Левитан, Серов и Айвазовский.

Многим мечта порисовать на свежем воздухе кажется недосягаемой. Отсутствие конкретного плана может пугать. Что взять с собой? Где найти уютное и красивое место? Как именно рисовать? Узнав ответы на эти вопросы, вы поймете – поход на пленэр совсем не сложен, а вдохновение от созерцания природы возмещает все заботы, связанные с подготовкой.

Клод Моне в своей лодке-студии. Картина Эдуарда Мане Эжен Мане и его дочь в саду. Картина французской художницы Берты Моризо Пленэр. Рамон Касас Клод Моне на опушке леса. Джон Сингер

Что особенного в рисунках, выполненных на пленэре?

Некоторые думают, что между изображением природных ландшафтов по фотографии и пленэрной живописью нет никакой разницы. Отнюдь!
Естественное освещение, чудесные звуки – пение птиц, шум ветра или воды, шуршание листвы и трав – создают особую атмосферу, помогающую передать настроение открывающегося пейзажа.

Нужно ли напоминать, что свежий воздух хорошо влияет на организм? А если во время прогулки вы еще будете заниматься любимым и полезным делом, то масса незабываемых ощущений вам гарантирована.

Картина Художники. Хосе Хименес Аранда Художник и подмастерье. Владимир Маковский На Академической даче. Илья Репин Художники на пленэре, Ефим Волков

Но что, если вы не любите уединяться, а предпочитаете веселые пикники с друзьями? Устройте групповой пленэр! Помимо всех уже перечисленных преимуществ, занятия в группе – хорошая возможность учиться друг у друга, приобретать новые навыки, пробовать незнакомые методы в живописи. Такие мероприятия обычно организовываются в школах пленэра.

Конечно, чтобы извлечь из похода максимальную пользу и удовольствие, нужно к нему хорошенько подготовиться. Итак, что вам понадобится?

Portrait of Philip Connard. George Frederick Henry Bell Семья художника. Кириак Костанди Автопортрет на пленэре. Кириак Костанди На этюдах». Борис Алексеев

Собираемся на художественный пленэр

Краткий список необходимых вещей:

  • Этюдник – это что-то вроде складного мольберта-чемоданчика. В него отлично поместятся все необходимые принадлежности.
  • Краски. Акварель требует мастерства и определенных навыков. Пользуясь же масляными красками, вы сможете писать достаточно быстро и относительно просто, наслаждаясь процессом.
  • Кисти, другие инструменты. Тут главное – не переборщить. Берите только самое необходимое. Иначе тяжелая ноша (особенно если вы будете добираться до места пешком) лишит вас удовольствия.
  • Зонт не даст промокнуть под дождем, а в жаркую погоду – обгореть. Желательно, чтобы он закрывал от солнечных лучей не только вас, но и ваш холст. В противном случае краски будут сильно засвечены: только придя домой, вы увидите, насколько темным получился этюд. Кстати, для таких целей гораздо лучше подойдет не обычный, а большой пляжный зонт.
Художник Пол Альбертс. Живопись на природе Михаил Рудник. Художники Картина Елены Черных
  • Салфетки или перчатки на природе незаменимы. Ведь рядом не будет удобной ванной комнаты, чтобы помыть руки.
  • Небольшой пакет для мусора. Даже если поблизости будет урна, вряд ли вы захотите оставлять творческий процесс, бегая к ней каждый раз, когда нужно что-нибудь выбросить. А если художник будет оставлять после себя мусор, то скоро не останется красивых мест для рисования!
  • Питьевая вода, бутерброд или фрукты. Легкий перекус восстановит силы; кроме того, вам не придется возвращаться домой, не закончив работу из-за чувства голода.

Предпочтения, вкусы и стиль у всех мастеров разные. Поэтому сложно создать универсальный список всех материалов и предметов, необходимых на художественном пленэре. Так что, собирая вещи, подумайте, что понадобится именно вам. Учтите погодные условия и особенности местности, в которой будете находиться.

Художник Ян Беккер за работой. К. Вриденбург На этюдах. Виктор Попков Картина Клода Моне

Школа пленэра: советы и лайфхаки

Главное в пленэре – передать настроение пейзажа. Для этого важно не столько подмечать детали, сколько описывать общее положение вещей. Чтобы не зацикливаться на чем-то одном, попытайтесь расфокусировать взгляд, например, посмотрите на более близкий к вам объект.

Старайтесь не работать долго. Попишите 15, максимум 30 минут, а потом передохните – попейте воды или вытрите руки, если необходимо. Затем, окинув картину свежим взглядом, продолжайте творческий процесс. Через пару часиков можно подкрепиться.

На пленэре. Вагиз Камо На пленэре. Ирина Бровкина Весна над Прохоровкой. Лев Блякницкий

Отсутствие этюдника – не повод отменять пленэр. Во время рисования держите холст на коленях (можно положить под него деревянную подставку, доску или планшет), а палитру – в свободной руке. Тюбики с краской прекрасно разместятся на вашем рюкзаке или сумке.

Подбирая защиту от солнца для летнего пленэра, учтите, что просвечиваясь, ткань может дать оттенок на бумагу или холст. Поэтому лучший выбор – белый или черный цвет зонта.

Поль Густав Фишер Johan Severin Nilsson Зарисовка в белых горах. Уинслоу Хомер

Как выбрать место для пленэра?

Старайтесь всегда подмечать красивые, спокойные ландшафты, дарящие вдохновение. Тогда вы будете иметь в запасе хотя бы несколько идей, куда можно пойти, если внезапно вас настигнет желание порисовать на природе.

Если вы отправляетесь на пленэр в Москве или каком-нибудь другом большом городе, то в парках или на шумных улицах творческому процессу могут помешать проходящие мимо люди. Гораздо практичнее поехать в окраинные села или усадьбы. Либо заметить время, когда в местах для отдыха меньше всего народу.

Применение всех этих советов поможет вам уверенней чувствовать себя и не беспокоиться о непредвиденных сложностях. Без сомнений: оставшиеся после пленэра рисунки будут еще долго пробуждать сладкие воспоминания о времени, проведенном на открытом воздухе.

Художник за работой. Исаак Дризе Художник. Давид Бурлюк На пленэре. Анна Силивончик На этюдах. Зиновий Филиппов