Зинаида Серебрякова: первая, неповторимая, незабытая!

Колоссальная смесь генетических способностей, неординарный талант, огромная сила и жажда творчества – бесценный дар, который пронесла через всю жизнь Зинаида Евгеньевна Серебрякова. Она пришла в этот мир 10 декабря по новому стилю в 1884 году.

Девочке уже была уготована судьба, словно назначение жизненного пути свыше: семья, с глубоким художественными традициями, высокие идеалы воспитания, знаменитые дед Николай Бенуа и дядя Александр Бенуа, прекрасно рисующая мать Екатерина Николаевна и отец – известный скульптор Евгений Лансере, ушедший из жизни через два года после рождения Зинаиды.

автопортрет за туалетом за завтраком беление холста

Счастливая звезда

Довольно долго безмятежная предопределённость, особая удачливость творческой и личной судьбы вели художницу по жизненной тропе. Детство, проведённое в кругу большой семьи, в доме деда – архитектора Н. Бенуа в Петербурге – один из важных периодов становления маленькой Зины. Атмосфера домашнего уклада, художественных интересов и разговоров взрослых благоприятно способствовали творческому развитию. И как само собой разумеющееся – сильное увлечение рисованием, занятия в студии у Ильи Репина, в мастерской Осипа Браза, копирование в Эрмитаже произведений старых мастеров, чуть позже – учёба в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. А летом – семья уезжала под Харьков, в имение Нескучное.

автопортрет в красном карточный домик жатва

Именно там Серебрякова написала свой знаменитый автопортрет «За туалетом», получив первый громкий успех в художественной среде и сделку с самим П. М. Третьяковым, купившим полотно для галереи. Все автопортреты Зинаиды Серебряковой – словно небольшие эссе о себе. Они раскрывают её разной, и, одновременно, узнаваемой. Хрупкая, озорная или грустно-задумчивая она смотрит с полотен бархатными карими глазами, глубокими, бездонными.

Тонкая и одарённая – Серебрякова вошла в историю русской живописи первой женщиной, которая была представлена к титулу академика Императорской академии художеств! Это было похоже на сон, который прервался в одночасье грубой, жестокой пощёчиной революции.

автопортрет Зинаиды Серебряковой в детской спящая крестьянка

«Ничего больше, кроме одиночества…»

С рухнувшей Российской империей надломилась и жизнь Зинаиды Серебряковой. Неожиданно она потеряла горячо любимого мужа, буквально сгоревшего у неё на руках от сыпного тифа. Четверо детей и мать, о которых необходимо было заботиться заставляли художницу постоянно искать случайные заработки. Нескучное – родовое имение – сожжено. Из Харькова в 1920-м, наконец, переезд в Петроград. Творчество у Серебряковой осталось, последним воздухом, непреодолимым желанием «забыться в работе, видеть небеса, природу».

портрет дочки Кати спящий Женя портрет Жени Серебрякова

Но глобальная покинутость и безысходность разъедала изнутри, вызывая странное, тупое недоумение собственного сознания. Будущие перспективы жизни, существования в новой Республике Советов казались размытыми. Хотелось убежать. В 1924 году художница каким-то чудом вырвалась во Францию, оставив в России мать и детей.

Чтобы поправить финансовое состояние семьи, Серебрякова рассчитывала на временную разлуку с близкими. Через несколько лет Зинаиде удалось добиться выезда во Францию младшего сына Саши и дочери Кати. Было сложно, иллюзии о лёгком заработке разбились. Искусство диктовало новые направления и стили, в которых неуютно «сжимались» вечные ценности жизни и особенные, реалистичные образы художницы.

в гавани море осенний парк Альпы

Но случались небольшие победы, маленькие праздники жизни, а подчас совсем экзотичные случаи. Об этом повествуют её многочисленные марроканские наброски, составляющие лучшую часть «эмигрантской» коллекции.

В Россию Серебрякова больше не вернулась. В почтенном возрасте она встретилась со старшей дочерью Татьяной. А в 1965 году на весь «союз» прогремели три её выставки. Зинаида Евгеньевна застала этот успех. В возрасте 82 лет художница была похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем.

натюрморт с грушами и яблоками Зинаида Евгеньевна Серебрякова «Натюрморт со спаржей и земляникой», 1932 завтрак корзина с яблоками

Читайте также:

1. Жорж Сёра – основатель пуантилизма
2. Клод Оскар Моне - революционер в искусстве
3. Стимпанк как альтернативная реальность эпохи телекоммуникаций и электроники
4. Красивые натюрморты с цветами

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

воскресный день маковое поле дирижабли букет сирени
Курс Академический рисунок и живопись для взрослых