Как рисовать пастелью: особенности техники

Как научиться рисовать масляной и сухой пастелью начинающему живописцу? В первую очередь важно усвоить, что основа техники — тесный контакт рук с бумагой. Штрихи, наносимые на полотно, мягко растушевываются, создавая целостную и неповторимую картину, удивляющую своей глубиной и сочностью. Изобразить на холсте можно что угодно — от классики до импрессионизма.

История техники

Рисование сухой пастелью как вид искусства появился еще в далеком 15-м веке с подачи известного художника и ученого Леонардо да Винчи. Мастер рисовал картины мелом из чистого пигмента. Многие творцы эпохи возрождения тоже применяли подобную технику. Например, Морис де Ла Тур, Джон Рассел, Жан Этьен Лиотар, Энгр. В сочетании с гуашью или акварелью мел помог создать потрясающе живые пейзажи и натюрморты.

портрет маркизы де Помпадур шоколадница портрет жены художника в турецком костюме портрет девушки в восточном головном уборе

Типы пастели

Новичку сложно самому определить, какая пастель для него лучше — масляная или сухая. Поэтому уроки рисования для начинающих обязательно начинаются с вводного курса, на котором мастер рассказывает о типах художественного материала.

Какой бывает пастель:

  • Концентрированная сухая. Сухой мел легко растушевывается и стирается ластиком, можно изменять тональность линий, делать четкие штрихи.

  • Масляная. С ней работают прежде всего профессионалы. Материал требует отточенной техники.

  • Восковая. Восковые мелки лучше всего подойдут новичкам. К ним легко «приспособиться», картины получаются яркими и выразительными.

пастушка сон наяву танцовщицы Орфей и Эвридика

На какой бумаге лучше рисовать пастелью 

Пастель требует особой фактурной поверхности, которая способна удерживать пигменты краски. Какая бумага для пастели лучше — вопрос спорный, но опытные живописцы рекомендуют выбирать листы с небольшой зернистостью. Тогда картины будут «глубокими», и ваши труды сохранятся надолго. Бумага для рисования пастелью:

  • Sansfix. Производится из частичек коры пробкового дерева, не требует применения фиксатора.
  • Энгр. Прессованная бумага. Имеет плотную структуру и продается в широкой цветовой гамме.

  • Велюровая и наждачная бумага. Отличаются мягкой структурной поверхностью, на которую хорошо ложится пигмент.

  • Charcoal. Изготавливается из специального угольного состава, имеет шершавую поверхность. Очень удобна для пастельных набросков.

зима на скотном дворе натюрморт с инжиром жокеи на тренировке богема в кафе
  • Mi-Teintes от Canson. Выполнена из проклеенного текстиля, имеет нейтральный уровень pH и мягкую, шелковистую поверхность. На такой бумаге можно рисовать углем и мелом.

На какой стороне бумаги рисовать масляной пастелью? Обычно художники используют гладкую сторону, на которой идеально смотрятся мазки. Для работы с сухой пастелью подойдет велюровая бумага или Mi-Teintes с тканевой структурой.

Стереть пастель с бумаги сложнее, чем карандаш или уголь. Лучше всего вносить исправления на ранних стадиях создания рисунка. Избыток пигмента можно стряхнуть с поверхности холста с помощью толстой кисти. Рекомендуем обзавестись ластиком-клячкой — он поможет осветлить и аккуратно скорректировать пастельные и угольные рисунки. Стоит канцелярская принадлежность недорого, при этом удаляет загрязнения с кальки и пленки, имеет легко очищающуюся резину и не размазывает рисунок.

полуденный отдых гений искусства в соломенных шляпках сирень

Как фиксировать рисунки

Второй этап обучения технике — научиться фиксировать рисунки. Мелки при работе осыпаются. Это может существенно сказаться на качестве картины, поскольку некоторые цвета плохо впитываются бумагой. Фиксирование бывает порой единственным способом сохранения яркости цвета. Линейные рисунки, которые не имеют слоев, можно обработать с одной стороны специальным аэрозолем или водой из пульверизатора.

Дополнительные инструменты для работы

Кроме мелков для творчества понадобятся дополнительные инструменты: бумажный скотч, который приклеивается к мольберту, ватные палочки для растушевки труднодоступных мест, точилка, канцелярские ножи для пастельных карандашей, ластики для удаления пигмента мелков с бумаги, а также влажные салфетки для чистки рук.

лошади на водопое семья акробатов с обезьяной девочка с кувшином пасмурный день

Пастельные наброски нужно делать в живописной манере, штрихи следует наносить не произвольно, а по форме. Тогда произведение будет отличаться объемом и выразительностью. Важно, чтобы блики ложились на основной фон. Для этого сначала нанесите более темный тон и аккуратно его растушуйте, а затем более светлый.

Читайте также:

1. Фотографировать или рисовать?
2. Атрибут в искусстве – история с «двойным дном»
3. Стаффаж в живописи: как оживить скучную картину
4. Рисунок вазы

 

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

осень в Берлине маленькая прачка женщина в красной юбке дождливый день в Париже