Синий в живописи

Художники (и вообще представители творческих профессий) – чуткие люди. От того кажется особенно значимым интерес, проявленный в их чувствах и размышлениях к свойствам цвета – в принципе цвета и к отдельным краскам. Многие разговоры отражают схожие впечатления от свойств того или иного отрезка спектра, но бывают и отклонения. Такая динамика явна и в представлении синего в живописи. Цвет, одно время символизирующий непорочность, чистоту, он позже связывается с подавленностью, одиночеством, грустью (не зря у английского «blue» одно из самых употребимых значений – грусть). Истории отдельных красок в живописи заслуживают внимания, так что поговорим о синем.

1. Цветовой спектр
2. История синего

рыбаки в лунном свете синие любовники пейзаж в синем синий скрипач

Цветовой спектр

Синий – один из основных цветов спектра. По своему положению и характеристикам он противопоставлен желтому и красному. Все это сильные цвета, контрастные друг другу. Каждый из них производит значительное, но разное впечатление. Фовист Анри Матисс нарочито использует эти простые краски, так как они работают на его концепцию: живость, динамика благодаря утрированной простоте. Синий – цвет полноценный, его появление на картине «Разговор» (1908–1912) сразу же дает понять настроение беседы, почувствовать ее неторопливое движение.

Если посмотреть на изображенные рядом синий и желтый круги, каждый из которых будет равен другому в размерах, покажется, что желтый больше, его свет энергичнее. В. В. Кандинский писал, что, именно участие желтого или синего определяет, теплый или холодный будет любой оттенок. Более того, он отметил, что визуально синий удаляется от зрителя, а желтый движется к нему, так как внутренняя динамика синего направлена вглубь, от краев к центру круга.

разговор художник сжигание тьмы синие горы

Длина волн, исходящих от этих цветов, разная (у синего меньше), и он действительно кажется более далеким и спокойным. Эти и некоторые другие наблюдения нашли применение в самых разных сферах: в архитектуре и дизайне (эксперименты с окраской комнат в проекте баухаус), в декорировании и модной индустрии, в кино и литературе (да, цвет стен, платья или волос прекрасной девушки все-таки бывает не случаен).

История синего

Несмотря на роль в цветовом спектре, путь синего в изобразительном искусстве был тернистым. Получение ультрамаринового красителя, который был бы достаточно насыщенным и стойким, оказалось более сложным и дорогим, чем добыча красного или желтого пигментов. Индиго, лазурь и другие оттенки стали относительно широко распространяться только к концу Средневековья – началу эпохи Возрождения. Тогда синий стал появляться в изображениях небесного свода, одежд непорочной девы Марии и ее сына.

синяя картина синяя гора Большой канал в Венеции женщина с супом

Связь с Богом, душевная чистота, мудрость – вот основные смыслы, закладываемые в краску. До этого синему находилась замена в лице, например, черного или красного пигментов. Голубой и более насыщенные тона сохраняли дороговизну, поэтому художники не могли понапрасну использовать пигмент. Одежды Мадонны, ангелов – божественных посланцев, нагружались большим религиозным значением (которое ощущается и сегодня, а значит, до сегодняшних дней культурная память свежа), для них краску и берегли.

С развитием производств, открытием новых земель и природных материалов синий краситель постепенно утратил свое особенное положение. Вместе с обновленными возможностями палитры, появлением большего числа мастеров сюжетный репертуар картин значительно расширился. В новую эпоху использование ультрамарина стало более свободным, значение цвета вышло за границы религиозной символики.

портрет Анны Ахматовой утренняя тень женщина с кувшином для воды звездная ночь

В романтизме оттенки голубого и синего отражали непоколебимую мощь, вечную и спокойную силу стихии (Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана», 1818). Противопоставление холодных и теплых красок удачно вписывалось в концепцию двоемирия, побега из реальности в далекую экзотическую страну (возможно, в собственное изображение). В реализме холодные краски подчеркивали тяготы жизни простых людей (Жюль Бастьен-Лепаж «Октябрь. Сбор картофеля», 1878) или эмоции исторических героев (В. И. Суриков «Боярыня Морозова», 1884–1887).

Цвет сочетался с другими драматургическими приемами. Экспрессионисты же вновь делали упор на силу красок, не стеснялись наполненных оттенков. Синим выражались эмоции опустошения, грусти, сочетание с красным и желтым точно передавало силу нескончаемого экзистенциального ужаса.

дама в синем поле синих люпинов синие лошади

История живописи показала, что возможности цвета, как и возможности композиции, перспективы и отношения тонов не могли бы ограничиваться небольшим набором свойств и смыслов. Границы определенной символики всегда оказываются слишком тесными, появляется необходимость их преодоления. Каждый смотрит на голубое небо, холодный свет лампы и видит его по-своему, испытывает разные эмоции. Этот цвет может ассоциироваться с лучшими воспоминаниями, что и отразится на картине этого автора, несмотря на то, что голубой в культуре и по ощущения большинства – холодный и далекий.

Читайте также:

1. Стаффаж в живописи: как оживить скучную картину
2. Атрибут в искусстве – история с «двойным дном»
3. Академический рисунок
4. Деревенский натюрморт как душа русской живописи

*Картины известных художников взяты из свободного доступа в интернете и используются на сайте в учебно-образовательных целях.

парижанка в синем наряде сельский пейзаж васильки