Чёрный в живописи – собираем цвета воедино

Чёрный цвет, с точки зрения физики – это слияние всех цветов воедино. В разные времена для одних народов это был символ траура, для других – величия. В Древней Греции краску нужного оттенка изготавливали из обугленной выжимки винограда или жжёной слоновой кости. Затем в сырьё для красок стали добавлять сажу, а на Востоке широко использовалась чёрная тушь. Чёрный в живописи всегда играл огромную роль. Примеров множество – от картин Рембрандта, на которых образы точно выступают из тьмы, до знаменитого «Чёрного квадрата» Казимира Малевича.

Лунная ночь на Днепре. А. Куинджи Украинская ночь. А. Куинджи Закат. А. Куинджи Ночное. А. Куинджи

Известные картины с чёрным цветом

Палитра Рембрандта в значительной степени основывалась на чёрном цвете и земляных пигментах. Так, на картине «Флора» тёмные тона оттеняют фигуру прекрасной девушки. Тот же чёрный подчёркивает нежную красоту Саскии, жены художника – на её портрете.

Непревзойдённым мастером этого цвета был голландский живописец времён Средневековья – Франс Халс. На его полотне «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия» чёрные краски в искусной живописи просто дышат.  Они не только придают картине особую выразительность, но и позволяют передать характер героев – каждый день встречающихся со смертью.

Портрет Саскии. Рембрандт Господин и дама в чёрном. Рембрандт Женщина с гвоздикой. Рембрандт Портрет старика в шляпе и с палкой. Рембрандт

Когда мир покорили импрессионисты, фактически отказавшиеся от тёмных красок, наполнившие свои картины светом и воздухом, молодые художники начали им подражать. Так, известен случай, когда молодёжь ворвалась к Огюсту Ренуару, спеша сообщить ему, что черные краски навсегда отправлены в воды Сены.

Тщетно великий мастер пытался переубедить новичков в искусстве в том, что чёрный цвет в живописи необходим. Благодаря ему могут быть созданы удивительные работы: строгие и нежные, сдержанные и поэтичные.

Дама в меховой накидке. Эль Греко Портрет поэта Алонсо Ерсилья и Суньига. Эль Греко Мальчик зажигает свечу в компании обезьяны и дурака. Эль Греко

Знаменитую картину Ренуара «Зонтики» многие искусствоведы считают результатом этого спора. Она представляет собой настоящий гимн чёрному цвету. Хотя – и это парадокс – именно его на полотне и нет. Эффект сгущения тьмы достигается благодаря смешению других цветов. И выглядит картина отнюдь не мрачно, оставляя светлое, и даже радостное чувство. То есть импрессионист ни на йоту не изменил себе.

А чего стоит «Чёрный квадрат» Малевича! За видимой простотой скрывается огромная работа. Выбранные художником цвет и форма служат для Малевича концентрацией остальных оттенков, форм и образов. Впоследствии художник создал ещё три аналогичных работы, и ни один квадрат не похож на другой – фактура и оттенки у них разные, что достигается смешиванием различных красок в разных пропорциях.

Зонтики. Ренуар Девушки в черном. Ренуар Девочка в шляпе с розовыми перьями. Ренуар

Чёрный в живописи

Если на заре цивилизации чёрный цвет нёс философский смысл: западными народами воспринимался как траурный, а восточными – как божественный, то в Средневековье всё стало проще.

Производство чёрной краски обходится теперь дёшево, и многие люди начинают носить одежду именно этого цвета. Итальянским купцам и вовсе было запрещено надевать любимый прежде пурпур, и тёмное платье они выбрали в знак протеста.

Дама с веером. Веласкес Три музыканта. Веласкес Швея. Веласкес Донья Хуана. Алонсо Санчес Коэльо

А в 15-м веке чёрный входит в моду – его носят и аристократы, и простолюдины. Сохранилось множество портретов, герои которых облачены в бархатные, шёлковые, суконные одежды «цвета ночи». И пошло…

В чёрном рисовали своих героев Эль Греко и Диего Веласкес, Пантоха дела Крус и Санчес Коэльо, Джованни Болдини и Джеймс Тиссо. Фредерик Лейтон и Джон Сингер Сарджент.

Лина Кавальери. Джованни Больдини Банкет офицеров Гарлемской стрелковой гильдии св. Георгия. Франс Хальс Черные зонты. Дж. Тиссо Девочка с черным котом в руках. Джованни Больдини

Этот цвет обладает непостижимой способностью оттенить красоту юных девушек, придать элегантность даже простолюдинам, и подчеркнуть величие прославленных. Примером может служить портрет М. Ермоловой работы В. Серова. Несравненная артистка изображена в чёрном платье, складки которого ниспадают на пол.

Прекрасны тёмные тона и как фон для натюрмортов. Современного художника Пьера Сулажа называют «одержимым чёрным цветом», который делает его работы необыкновенно эффектными и выразительными. Таков он – этот волшебный цвет, по-прежнему неразлучный с живописью.

Элизабет Уинтроп Чэнлер. Джон Сарджент Вдова. Дж. Тиссо Беатрис Таунсенд. Джон Сарджент Воспоминания. Фредерик Лейтон

Читайте также:

1. Клод Оскар Моне - революционер в искусстве
2. Стимпанк как альтернативная реальность эпохи телекоммуникаций и электроники
3. Кузьма Петров-Водкин – теоретик искусства
4. Фотореализм в действии – красота в деталях

Впечатление Заглянуть за горизонт Купание красного коня Натюрморт