Техника алла прима: рисовать так, как поют птицы!

Постоянный круговорот в природе, смена погодного настроения – заставляли бесконечно страдать великолепного Клода Моне – французского художника-импрессиониста, да и многих других собратьев живописцев, мечтающих запечатлеть одно мгновение пролетающей жизни. «Я бы хотел рисовать так, как поют птицы», – с грустью сказал однажды Моне.

Одним из спасительных выходов в сложной творческой задаче импрессиониста стала стала техника алла прима. Это письмо «в один присест», (буквальный перевод с итал. «а la prima»), должно быть завершено за сеанс. В этом ее главное отличие от многослойной, пастозной живописи.

Здание парламента в Лондоне. Клод Моне Мост Чаринг-Кросс. Клод Моне Мост Ватерлоо. Клод Моне Восход солнца. Клод Моне

Для новичков в искусстве подобный прием письма – колоссальный опыт, развивающий:

  • повышенную концентрацию на рисуемых объектах;
  • навыки работы с красками на палитре;
  • техническое живописное мастерство;
  • живость и спонтанность восприятия;
  • глазомер, чувство цвета, формы;
  • нестандартное, образное мышление и многое другое.

Классически сложилось, что в технике живописи алла прима работают маслом и акварелью. Но стоит ли себя ограничивать при таком огромном выборе художественных материалов? Главное в творчестве – это постоянный поиск.

Звездная ночь Ван Гога Нарциссы. Джон Сингер Сарджент Подсолнухи Анри Матисса Художник за работой. Поль Сезанн

Почему так часто выбирают акварель в технике алла прима?

О необыкновенной плавности, лёгкости, мягкости акварели знают все начинающие живописцы. Но мало кто догадывается, что эта краска может быть жесткой и графичной, по-ярмарочному яркой, насыщенной. За эти контрастные качества акварель применяют в разных живописных приемах. В том числе и в технике алла прима, быстрое письмо которой диктует свои правила:

Порыв ветра. Джон Сингер Сарджент Рыбачка. Джон Сингер Сарджент Симплон. Большие скалы. Джон Сингер Сарджент
  • Нельзя допустить высыхания краски на бумаге! Это главное условие живописи «за один сеанс». Поэтому при работе с акварелью лист сильно увлажняют. Подтёки и растворение одного красочного пятна в другом создают невероятные цветовые сочетания, узоры и фактуры. В этом приеме алла прима акварель царственна и самодостаточна. Пушистые силуэтные окантовки, мягкие, нежнейшие цветовые переходы, прозрачность, чистота – главная сила этих красок!
акварель Херри Арифина акварель художника Херри Арифина городской пейзаж Herry Arifin акварельный пейзаж Herry Arifin
  • Яркость мазков, минимум перекрытий! Когда акварель высыхает, она теряет первоначальную выразительность в несколько раз. Особенно на сырой бумаге. В технике алла прима акварель желательно не перекрывать другими слоями, пытаясь вновь увеличить ее интенсивность. Есть опасность переборщить с количеством цветов и получить грязь. Следует сразу писать активными, сочными мазками. А необходимые акценты, придающие резкость и законченность, можно аккуратно подчеркнуть на высохшей работе.
пейзаж художника Ричарда Шмидта алла прима Ричарда Шмидта зимний пейзаж Ричарда Шмидта водопад на картине Ричарда Шмидта

Плюсы и минусы техники алла прима

Начнем с положительных моментов.

  • Главное достоинство техники быстрого письма – возможность написать работу за очень короткий отрезок времени. Это прекрасный выход для тех, кто занимается этюдной живописью на пленэре и ловит разные состояния природы.
  • С техникой алла прима можно отработать конкретные задачи «на освещение», «состояние», не вдаваясь в проработку деталей и без сложного композиционного анализа.
В горах Алтая. Наталья Сергеевна Рахманина Закат и рваные облака. Наталья Сергеевна Рахманина Дали. Закат и рваные облака Осень. Наталья Сергеевна Рахманина
  • Натюрморт в технике алла прима позволит сохранить особое впечатление, свежесть и красоту. Особенно если в постановке живые цветы, фрукты или овощи.
  • Для начинающих живописцев техника «в один присест» – возможность избавиться от скованности руки, робости и нерешительности. Это отличная школа, развивающая и обогащающая молодых художников.
цветочный натюрморт Ричарда Шмидта букет художника Ричарда Шмидта натюрморт в технике алла прима Ричарда Шмидта картина в технике алла прима Ричарда Шмидта

Минусы техники алла прима в том, что:

  • Многие художники, освобождающие себя от детализации, со временем заметно упрощают свои картины, сводя их к совершенно абстрактным образам и пятнам. Ведь незавершенность работ и некоторая общность форм допускается с технике быстрого письма.
  • Алла прима не так легка для новичков! Сложность возникает уже с первых шагов. От художника требуется смелость в работе, знания о смешении цветов, разнообразных оттенков. Необходимо владеть и какой-либо техникой живописи. А в идеале – уметь работать красками сразу, без предварительных контуров карандашом.
акварельные лилии Daniel James Keys акварельный натюрморт Daniel James Keys цветы Daniel James Keys акварель художника Daniel James Keys

И тем не менее технику «одного сеанса» выбирают многие начинающие живописцы. Любили ее и такие известные художники, как: П. Сезанн, А. Матисс, П. Пикассо.

Алла прима – техника, которую использовал в своем творчестве и чудаковатый, отчаянно талантливый Винсент Ван Гог. Его «Звездная ночь» с танцующими мазками завораживает зрителя своим стремительным, спиралевидным ритмом.

апельсины Daniel James Keys натюрморт художника Daniel James акварельная сирень Daniel James Keys белая лилия Daniel James Keys

Удивительна и серия лондонских зарисовок К. Моне, где мы наблюдаем постоянное «движение» погодного настроения, тончайшие цветовые переходы. «Эти эффекты превосходны, но они длятся не более 5 минут», – писал художник.

Быть может, как раз в этом и кроется загадочная притягательность живописи алла прима? Мы часто стремимся поймать убегающее время, ускользающую, хрупкую красоту и постичь нечто неуловимое.

цветы в вазе Кристин Лафуэнт груши на картине Кристин Лафуэнт нарциссы Кристин Лафуэнт пейзаж Кристин Лафуэнт

Читайте также:

1. Техника «сухая кисть» – рисуем быстро и виртуозно
2. Белый карандаш для рисования: секреты мастерства
3. Рисование сангиной: история красного мелка
4. Рисование углем: от истоков к современности

техника сухая кисть блог белый карандаш блог рисование сангиной блог рисование углем блог